Промышленная политика и формы ее реализации в России и Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Сущность государственной промышленной политики…………………….5
1.1 Место и роль промышленной политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи промышленной политики………………………………….6
1.3 Методы и инструменты реализации промышленной политики…………7
1.3.1 Бюджетная политика………………………………………………………8
1.3.2 Налоговая политика……………………………………………………….8
1.3.3 Институциональная политика…………………………………………….9
1.3.4 Внешнеэкономическая политика…………………………………………9
1.3.5 Инвестиционная и инновационная политика…………………………..10
1.4 Модели промышленной политики………………………………………..11
1.4.1 Экспортоориентированная модель……………………………………...11
1.4.2 Модель импортозамещения……………………………………………..13
1.4.3 Инновационная модель…………………………………………………..14
1.4.4 Американская модель промышленной политики……………………...15
1.4.5 Японская модель промышленной политики…………………………...15
1.5 Выбор критериев промышленной политики……………………………..16
2 Промышленная политика России…………………………………………..18
2.1 Особенности промышленной политики России…………………………18
2.2 Цели и задачи промышленной политики России………………………..19
2.3 Модель промышленной политики России и ее инструменты…………..21
2.4 Субъекты промышленной политики России……………………………..24
3 Промышленная политика Беларуси………………………………………..25
3.1 Значение разработки и реализации промышленной политики…………25
3.2 Особенности, цели и задачи промышленной политики Беларуси……...25
3.3 Направления промышленной политики Беларуси………………………26
4 Сравнительная характеристика промышленной политики РФ и РБ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

КР-071. Камрукова. Промышленная политика- 4.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

 

1.3    Методы и инструменты реализации промышленной политики

 

При разработке и реализации промышленной политики необходимо учитывать следующее.

Во-первых, промышленную политику необходимо рассматривать в сочетании с инвестиционной, которая должна создавать условия для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций, в том числе за счет сбережений населения, мобилизации и концентрации финансовых ресурсов на эти цели и направления их прежде всего на реализацию приоритетных проектов.

Во-вторых, продвижение промышленного комплекса к мировым уровням эффективности производства и качества выпускаемой продукции требует осуществления кардинальной модернизации и формирования новой структуры производственных фондов на основе новейших достижений научно-технического прогресса. Структурная перестройка промышленного комплекса, ориентированная на экспорт высокотехнологичных, наукоемких товаров и объектов интеллектуальной собственности, является в настоящее время приоритетным и перспективным фактором проводимой государством политики[5].

В-третьих, промышленная политика должна проявить себя также в виде политики в области технологий и исследований. Государственная поддержка высоких технологий – актуальнейшая не только экономическая, но и политическая задача. Мировой рынок наукоемкой продукции становится в новом тысячелетии одним из наиболее перспективных рынков, ареной жесточайшей конкуренции, важнейшим фактором геополитики[6].

В-четвертых, необходимо усовершенствовать законодательную базу, поскольку поддержать национальную промышленность можно тогда, когда на законодательно уровне решены общие проблемы развития, четко прописаны механизмы и процедуры трансформационных изменений.

 

1.3.1 Бюджетная политика

 

Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом.

Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата процентов и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, «точек экономического роста», дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий. [7]

 

1.3.2 Налоговая политика

 

Налоги – основная статья доходной части бюджета.  Однако их функция не ограничивается только фискальным характером.

Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически неправилен – необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социально значимых отраслей.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную функции.

Также в рамках налоговой политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики.

В инструментарий налоговой политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения. [8]

 

1.3.3       Институциональная политика

 

Большое значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения. В ведение институциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов.

Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства. [9]

 

1.3.4       Внешнеэкономическая политика

 

Поскольку Россия и Беларусь не единственные страны на земном шаре, они контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов – домашних хозяйств и фирм – здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Чтобы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои права, государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.

Цель внешнеэкономической политики – улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики – создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства.

Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

 

1.3.5       Инвестиционная и инновационная политика

 

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом.

Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.

Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.

Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего введения новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует поток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.

Инструментарий инвестиционной и инновационной политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик. Здесь могут быть как прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, так и налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т.д. [10]

 

1.4        Модели промышленной политики

 

На основе описанных выше инструментов и строится проводимая правительством страны промышленная политика.

Из всего инструментария выбирается группа основополагающих инструментов, с помощью которых государство собирается влиять на экономику страны согласно выбранному курсу, поскольку применение всех сразу инструментов весьма затруднительно и обременительно, кроме того некоторые инструменты по своей природе противоречат друг другу.

В ходе развития экономической теории сложились определённые «стандартные» наборы инструментов, использование которых подчинено конкретной цели, приоритетам реализуемой промышленной политики. Данные приоритетные направления проводимой промышленной политики получили название моделей промышленной политики.

Далее рассмотрим основные модели промышленной политики: экспортоориентированная модель; модель импортозамещения; инновационная модель. [11]

 

1.4.1 Экспортоориентированная модель

 

Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т.п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, “внутренних” отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд, Сингапур), в последнее время Китай.

В то же время есть и негативные примеры – Венесуэла, Мексика.

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (что и случилось с Венесуэлой), что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний (а, в конечном счёте, рост человеческого капитала) происходит в обрабатывающем секторе – эта ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни». Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей (что и случилось в России).

Информация о работе Промышленная политика и формы ее реализации в России и Беларуси