Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 13:51, курсовая работа
В проведении государственной политики в аграрном комплексе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации исходит из того, что крупные и средние сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели составляют единую ткань аграрного комплекса России и должны в одинаковой мере пользоваться вниманием властей, получать государственную поддержку.
Введение 3
1. Значение государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе 5
1.1. Роль малых форм хозяйствования в экономике России 5
1.2. Необходимость государственной поддержки малых форм хозяйствования 6
2. Государственная поддержка малых форм хозяйствования 11
2.1. Обеспечение доступности кредитных ресурсов 13
2.2. Повышение уровня технической оснащенности, улучшение породного состава животных. Отраслевые и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования 15
2.3. Развитие сельскохозяйственной кооперации 16
2.4. Обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Организации потребительской кооперации – потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союза) в Российской Федерации».
Потребительские общества объединены в региональные союзы потребительских обществ (в отдельных регионах существует также районный уровень) потребительские союзы. Потребительские общества и их союзы располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации.
Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации осуществляют свою деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:
В зону деятельности потребительской кооперации входят 89 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе 54 тысячи поселений с численностью жителей менее 100 человек.
Совокупный доход организаций, входящих в систему Центросоюза Российской Федерации в 2012 году составил 246 млрд. руб.
Приоритетным направлением
деятельности организаций потребительской
кооперации является закупка сельскохозяйственной
продукции произведенной в личных подсобных
хозяйствах населения, и крестьянских
(фермерских) хозяйствах, и её переработка
на кооперативных предприятиях. Объемы
этой деятельности возросли за последние
пять лет с 30 до 45 млрд. руб. Из 30 тыс. магазинов
потребительской кооперации, действующих
в сельской местности, в 17 тыс. открыты
приемозаготовительные пункты, осуществляющие
закупку у населения различной сельскохозяйственной
и дикорастущей продукции. Кроме того,
закупку производят универсальные приемозаготовительные
пункты, пункты приема молока. Для хранения
заготовленной продукции имеются овоще
- ,
картофеле - , фруктохранилища, склады-холодильники.
В целом ряде регионов кооперативными
организациями закупается в хозяйствах
населения от 10 до 20 процентов товарных
ресурсов мяса и молока, от 12 до 30 процентов
картофеля и овощей.
Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком. За сданную сельскохозяйственную продукцию гражданами в 2012 году получено более 22 млрд. руб.
Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими.
Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.
Кооперация представляет собой устойчивую и самовоспроизводящуюся систему. Но в настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей не располагают достаточными свободными средствами, которые позволили бы в исторически короткий период создать ее материальную базу. Поэтому первоначальное формирование кооперативов, как правило, затруднительно без поддержки со стороны государства.
В настоящее время для всех видов кооперативов фактически предоставляется только одна мера поддержки в форме возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам и займам1. Но эта мера из-за отсутствия необходимой залоговой базы и затруднительного доступа к государственным фондам поддержки предпринимательства востребована только незначительным количеством кооперативов и решающего влияния на темпы кооперативного развития не оказывает. Мерами поддержки, предусмотренными законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и организации потребительской кооперации воспользоваться не могут, поскольку не осуществляют непосредственного производства сельскохозяйственной продукции. При действующей системе поддержки кооперации рост числа членов и экономического потенциала потребительских кооперативов растянется на десятилетия.
Целью государственной финансово-экономической поддержки в области кооперации на селе должно стать создание условий для качественного развития общенациональной системы сельской кооперации, обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.
В 2013 г. предлагается разработать ведомственную целевую программу Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях, направленную на значительное расширение сети сельской кооперации.
Данная программа предполагает решение следующих задач:
Финансирование предлагаемых мероприятий осуществляется в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, через перераспределение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для реализации указанной программы. Ведомственная целевая программа Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях станет составной частью указанной Государственной программы.
Целесообразно разработать следующие новые инструменты реализации Государственной программы в части развития кооперации на селе:
На региональном и местном уровнях необходимо предусмотреть:
В 2014-2015 г., когда будет создана система контроля и надзора, определен государственный регулятор деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, целесообразно разработать дополнительные инструменты поддержки сельских кооперативов и их социальной базы, осуществить докапитализацию институтов развития сельской кооперации, провести меры по укреплению инфраструктуры ее развития на национальном и региональных уровнях.
Участие ОАО «Россельхозбанк»,
ОАО «Сбербанк России» и других кредитных
организаций, страховых компаний в развитии
системы сельской кредитной кооперации
заключается в привлечении сельской кооперации
в качестве агентов банков. Задача сельской
кредитной кооперации стать проводником
действующих финансовых услуг и направить
максимум усилий на расширение их спектра,
обеспечив для своих членов принцип одного
окна.
Взаимодействие банков и страховых организаций
с сельскохозяйственными кредитными потребительскими
кооперативами предполагается реализовать
в следующих основных формах:
Четвертым направлением развития малых форм хозяйствования является обеспечение доступности для них рынков сельскохозяйственной продукции.
Развитие сельских территорий и связанного с ними сельскохозяйственного производства сдерживает отсутствие равных условий конкуренции, обусловленное двумя проблемами:
Для обеспечения реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции развивается сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. Создаваемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, которые выступают в качестве управляющих рынками компаний и ведут на рынке торгово-закупочную деятельность.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует правовые отношения в сфере реализации продукции на розничных рынках и направлен на защиту отечественных товаропроизводителей. В соответствии с законом, сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возможность самостоятельно реализовать произведенную им продукции. На розничных рынках, в том числе на сельскохозяйственных рынках или сельскохозяйственных кооперативных рынках в любом регионе России при соблюдении установленных законом требований. На сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках около 50% торговых мест закреплено за фермерскими и личными подсобными хозяйствами.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ получили возможность выступать в качестве управляющей рынком компании и при этом вести на рынке торгово-закупочную деятельность. Это создает определенные преимущества для членов кооператива по осуществлению самостоятельной торговли на рынке, позволяет производителям централизовать сбыт продукции на рынке через кооператив.
Минсельхоз России последовательно выступает с предложениями по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей также и в розничную торговую сеть. Это особенно актуально для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В то же время для решения сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, необходимо активное участие органов управления агропромышленного комплекса в регионах. Следует шире развивать ярмарочные формы торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок и другое.
Информация о работе Основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе