Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:
· Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.
· Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.
· Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................3
1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5
2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12
3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной
защиты в Республике Беларусь...................................................................................24
4. Заключение................................................................................................................32

Файлы: 1 файл

вся курсовая по макре.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

           Жилищная политика так же проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

          Государство, проводя социальную  политику, отслеживает и состояние здоровья населения. Так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

        Государственная  политика в области здравоохранения  направлена на обеспечение всех  социальных групп населения качественной  доступной медицинской помощью, повышения уровня социальной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей  политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский , социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

        Кроме того, для улучшения медико-демографической  ситуации государство:

  1. Стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном , амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;
  2. Совершенствует систему защиты населения от роста социально-опасных заболеваний;
  3. Развивает профилактику заболеваний и травматизма.

Здоровье нации в первую очередь зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения , как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни»).

Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества.  Тем не менее её применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.[4. c 246-251]

            Экономическая трансформация имеет шанс на успех лишь в том случае, если избегает обнищания, неприятия со стороны общественного мнения основных парадигм и механизмов проводимых реформ.

      Целью социальной политики государства в конечном итоге является формирование социально стабильного высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнуты социально высокие уровень и качество жизни, имеется достаточно высокая степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.[1,с 42-44]

       Большое значение для формирования  и реализации эффективной социальной  политики имеет законодательная  база. В этом направлении Парламентом  сделано много. В данной главе основное внимание будет уделено социально значимым законам, которые были одобрены Советом Республики четвертого созыва, начиная с октября 2008 года, и которые направлены на повышение эффективности социальной политики. [6, c 43-47]

       Осуществление социальной политики основано на совокупности экономических, социальных и правовых механизмов. Инструментами этих механизмов являются:

        Инструменты экономического механизма – разработка социально-экономических программ, выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот  социально уязвимым слоям населения, индексация заработной платы, предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и т.д.

       Инструменты социального механизма – активизация деятельности общественных организаций, развитие отношений социального партнерства.

Инструменты правового  механизма – обеспечение правовой защищенности граждан, правовая поддержка  союзов потребителей, профсоюзов и  других общественных организаций.[4, c264-265]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике

             В социально-экономическом развитии  Республики Беларусь 1996-2000 годы явились  переломным этапом в преодолении  глубоких кризисных явлений, происходящих  в стране вследствие развала СССР и проводимых с 1991 по 1994 годы либеральных экономических реформ. Либерализация цен в 1992 г. вызвала острый финансовый кризис, последствием чего явилась галопирующая инфляция. В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994 г. была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в определенной мере снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В этой связи возникла новая задача создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и росту. В этих целях были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг., где в качестве приоритетов были определены экспорт, жилье и продовольствие. На новой основе была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ с учетом созревания объективных для этого предпосылок в области ценообразования, разгосударствления и приватизации. Реализация принятых мер позволила в 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке.

           В 1996 – 2000 гг. выделяются две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 – I половина 1998 гг.) и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Последнее обусловлено тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост начала пятилетия, такие, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен в основном исчерпали себя. С 1998 г. обострились инфляционные процессы. В сложившейся ситуации в качестве основной цели на 1999-2000 гг. было уже определено достижение финансовой стабилизации реального сектора экономики, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования и на этой основе поддержание устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.   Однако накопленный инфляционный потенциал не привел к существенному улучшению экономической ситуации. В результате темпы социально-экономического развития начали замедляться. Ухудшилось положение в финансово-кредитной и валютной сферах. Возросла кредиторская и дебиторская задолженность. Не снижалось число убыточных предприятий, сохранялся низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, что не  обеспечивало условий для расширенного воспроизводства.

        Социальная политика государства за период 1992-2000 г. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию доходов различных групп и масштабы бедности.

      Реализация определенных мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов. В 1992 г. среднемесячная заработная плата составила в         Беларуси 5072 руб., в 1995 г. -755129 руб., в 2000 – 58916 руб. (С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)).

        Политика в области оплаты труда в отмеченный период была направлена на повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержание его экономической заинтересованности и активности, создание условий для справедливой оплаты труда и обеспечения необходимых стандартов потребления.

               По данным официальной статистики доля заработной платы в ВВП на протяжении 1992-1998 гг. составила от 31 до 36%. Причем наименьшей эта доля была в период самого резкого снижения реальной заработной платы – в 1994 г., а наибольшей достигнута в 1998 г.

             Однако доля средств, направляемых на оплату труда, в ВВП за период 1996-2000 гг. практически не изменилась: в 1996 г. она составляла 33 %, в 2000 г. - только 33.4 %. В развитых странах этот показатель значительно выше - до 50-60 %. Структура денежных доходов населения также почти неизменна: доля оплаты труда составляла в 1996 г. 46,1 %, в 2000 г.- 51,7 %.                             

            Анализ динамики среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства и индекса потребительских цен свидетельствует о наиболее резком падении реальной заработной платы за период с 1991 по 1995 г. В период с 1996 по 2000 г. темпы роста начисленной заработной платы превышали темпы роста индекса потребительских цен, что говорит об увеличении реальной заработной платы. Однако опережающего роста оплаты труда по сравнению с ростом денежных доходов, как это предусматривалось НСУР, не произошло. Не все намеченные задачи в области оплаты труда удалось реализовать.

          В период с 1992 по 2000 г. наблюдалась тенденция обеднения значительной части населения. Если в 1992 г. доля бедного населения в стране оценивалась 1-2 %, то в 1995 г. -33,9%, 1996 г. - 38,6 %, 1997 г -32,1 %, 1998 г. - 33,0 %, 1999 г. - 46,7 % (около 4,6 млн. чел.). В 2000 г. уровень бедности снизился до 41,9 %. Прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижения жизненного уровня своих граждан, обеспечивая им материальную поддержку[12.с. 81]. В 1995 г. бюджет прожиточного минимума составлял 424,1 тыс. руб., в 1998 г. – 2159,6 тыс. руб., в 2000 г. – 30,1 тыс. руб. (С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз). Критическим значением показателя «доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (черта бедности)» считается 9-10 %.

          В борьбе с безработицей и для минимизации ее последствий важно обеспечивать людей информацией о возможных свободных местах в соответствии с потребностями рынка труда; органы государственной службы занятости оказывают помощь безработным в трудоустройстве; создают новые рабочие места, в частности с использованием средств Государственного фонда содействия занятости; организуют профессиональную подготовку и переподготовку по востребованным профессиям; поддерживают в предпринимательской деятельности, в том числе финансово; содействуют переселению безработных и их семей в районы, где их ждет конкретное дело; развивают систему профессиональной ориентацию молодежи, незанятого населения; выплачивают пособия, оказывают материальную помощь.

          Безработица— неотъемлемый атрибут рыночной экономии. Она, как и занятость, не только категория экономическая, но и социальный индикатор эффективности осуществляемых реформ. Поэтому политика,   направленная на недопущение выхода уровня безработицы за определенные границы и превращения ее в серьезный фактор дестабилизации общества,— объективная необходимость и составная часть социальной политики государства.

            На конец 1992 года в органах государственной службы занятости на учете состояли 24014 человек, не имеющих работы, уровень регистрируемой безработицы составлял 0,5% экономически активного населения (в 1996 г. 4%, в 2000 г. – 2,1%), (рис. 2.1). Эти данные свидетельствуют о доминирующем факторе устойчивого превышения предложения рабочей силы над спросом.

           Большинство белорусов получают трудовые пенсии. Единственный источник их финансирования — текущие страховые взносы нанимателей и работников. Эти средства аккумулируются во внебюджетном фонде социальной защиты населения Минтруда.

           На пенсии уходит около 80% собираемых взносов, остальные предназначены для выплат, связанных с другими страховыми случаями (оздоровление населения, оплата временной нетрудоспособности, пособия семьям, воспитывающим детей до 3-летнего возраста).

Рис 2. 1

         Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, государственных служащих, а также пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и людей, получающих социальные пенсии, производится за счет государственного бюджета (полностью или частично). Пенсионное обеспечение - одна из самых острых социальных проблем. Основная ее суть - низкие размеры пенсий, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов и вместе с тем недостаточность средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

        Политика в области пенсионного обеспечения была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработка в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

        Средний размер назначенной месячной пенсии в 1990 г. составил 107 тыс. рублей (стоимостный показатель приведен в рублях), в 1995 г. – 387,2тыс. руб. (стоимостный показатель приведен с учетом деноминации 1994 г. (уменьшение в 10 раз)), в 2000 г. – 36,4 тыс. руб. (стоимостный показатель приведен с учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз). [12 с.158] Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжает оставаться низкой.

           Средний размер пенсии в не превышал минимального потребительского бюджета пенсионера и составлял около 70 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 1990 г. составило 39,6%, в 1995 г. – 38,2%, в 2000 г. - 41,5%. [11, с.158]. В сравнении с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения 60-70%, это низкий уровень.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь