Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:49, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Беларусь (положение дел в настоящий момент, программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, перспективы улучшения социального положения граждан, демографической ситуации в стране).
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и функции социальной защиты.
2. Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни населения.
2.2 Кривая Лоренса.
2.3 Социальное планирование и его значение.
3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Основные понятия и функции социальной защиты.
2. Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни населения.
2.2 Кривая Лоренса.
2.3 Социальное планирование и его значение.
3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита населения в Республике Беларусь становится все более актуальной в наше время. Сотни людей (пенсионеров, инвалидов, детей, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Улучшение положения слабозащищенных категорий населения в последнее время вызывает необходимость принятия мер и программ по усилению социально-правовой защиты населения.
Под социальной защитой населения – мы понимаем целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
В период экономических преобразовании, обостряются все потенциальные болезни экономики: спад производства, инфляция, безработица, неравномерное развитие двух подразделений производства, подмена экономических методов руководства политическими. В обществе происходит процесс расслоения населения по уровню доходов, общее снижение жизненных стандартов, увеличивается уровень бедности, происходит изменение общественного и материального статуса личности. Все это приводит, в конечном итоге, к росту социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических реформ.
В этих условиях актуальным представляется создание системы регулирования и разрешения возникших социальных проблем общества. В качестве такой системы должна выступить система социальной защиты населения, которая призвана смягчить последствия дестабилизации общественной жизни и помочь людям приспособиться к новым политическим, социально-экономическим условиям жизнедеятельности.
Ситуация в Республике Беларусь, находится под постоянным контролем главы государства. Социальная сфера финансируется не по остаточному принципу, все программ планируются при формировании республиканского бюджета.
Тема моего курсового проекта является актуальной в любое время, т.к. социальная сфера затрагивает всех без исключения жителей Республики Беларусь.
Объектом данной работы является Республика Беларусь. Предметом является социальная защита населения Республики Беларусь.
Целью моей работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Беларусь (положение дел в настоящий момент, программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, перспективы улучшения социального положения граждан, демографической ситуации в стране).
1 Основные понятия и функции социальной защиты
Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1938 г. данный термин был применен и в законодательном акте; Новой Зеландии. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы.
С точки зрения специалистов Международного Бюро Труда (МВТ), существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты:
Таким образом, под социальной защитой в широком смысле следует понимать деятельность, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и самореализации человека в жизни. А в более узком понимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Исходя из этого, в рамках узкого подхода основными инструментами социальной защиты выступают социальное страхование и социальная помощь, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита должна включать, помимо социального страхования и социальной помощи, развитие систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечение экологической безопасности, нормальных жилищных условий, развитых транспортной, коммуникационной систем.
При рассмотрении социальной защиты первостепенное значение имеет выделение объекта или объектов социальной защиты. В качестве объекта социальной защиты при широкой трактовке последней выступает все население определенного региона, а при узкой трактовке - соответственно трудоспособная и нетрудоспособная части населения.
Кроме того, следует различать понятия «социальная защита» и «социальная защищенность». «Социальная защита» - это комплекс мер по защите населения, а социальная защищенность - это фактический уровень реализации мер социальной защиты.
Сущность социальной защиты наиболее рельефно проявляется в выполняемых ею функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социальной
защиты заключается в замещении
дохода (заработка или содержания),
утраченного в связи с
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, бюджетные средства, благотворительные средства и т.д.
Политическая функция
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Помимо указанных функций
Потребность в социальной защите и помощи была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила свое отражение в господствовавших идеологиях и мировоззрениях.
Значительное развитие общественной помощи нуждающимся, особенно в европейских государствах, многие историки и исследователи связывают с периодом широкого распространения христианства, когда милостыня стала считаться благодеянием.
Развитие государственных
Таким образом, социальная защита до XX в. базировалась, главным образом, на принципах самоподдержки, семейной формы поддержки нетрудоспособных и благотворительности.
2 . Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни.
Результативность социальной политики проявляется в системе показателей, характеризующих уровень социальных параметров населения под воздействием множества факторов.
На мой взгляд, самыми главными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальной политики являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.
В последние годы в качестве обобщающего социального индикатора экономисты рекомендуют использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.
Под уровнем жизни населения понимается степень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.
Факторами, обусловливающими
качественные и количественные характеристики
уровня жизни, являются состояние производительных
сил, характер производственных отношений,
природно-климатические
Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:
питание;
одежда, белье, обувь;
лекарства, предметы санитарии и гигиены;
мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
жилье и коммунальные услуги;
культурно-просветительные мероприятия и отдых;
бытовые услуги, транспорт, связь;
содержание детей в дошкольных учреждениях;
обязательные взносы и платежи.
Потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123.
Система потребительских
корзин является основой натурально-
МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы (МЗП). МЗП - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.
Следует заметить, что минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.
Прожиточный минимум
— это минимальный набор
Бюджет прожиточного минимума — это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Его размер в нашей стране сегодня составляет******
2.2 Кривая Лоренса
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход /NI/ — количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход /DI/ — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход /RI/ —
представляет собой количество товаров
и услуг, которое можно купить
на располагаемый доход с
Информация о работе Основные понятия и функции социальной защиты