Основные понятия и функции социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Беларусь (положение дел в настоящий момент, программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, перспективы улучшения социального положения граждан, демографической ситуации в стране).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и функции социальной защиты.
2. Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни населения.
2.2 Кривая Лоренса.
2.3 Социальное планирование и его значение.
3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное  распределение дохода, оценить которую  можно с помощью кривой распределения  доходов, или кривой Лоренца (рис. 1). Для этого на графике по оси  абсцисс откладывают процент  семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Рис. 1. Кривая Лоренца

 

Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения  располагал 1 % доходов, 15 % населения  — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис. 1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. [2, с. 59]

Если участок графика  между кривой ОЕ и кривой Лоренца  обозначить Т, то можно получить следующее  соотношение:

социальный политика потребительский справедливость Лоренц

T  

 
 = OFE

G,  

где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Этот показатель в  экономической теории называется коэффициентом  Джини, по имени итальянского экономиста и статика Коррадо Джини (1884 - 1965 гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. Можно сравнить показатель нашей страны с другими странами.

Данные Всемирного банка (2000 г.) таковы: Россия - 0, 37; Украина - 0, 31; Белоруссия - 0, 2816. Эксперты ЮНИСЕФ (2002 г.) полагают, что в Белоруссии индекс Джини составлял 0,24, а в Украине - 0,32. В отношении России они оперируют как последними данными 1998 г. - 0, 374

Согласно данным о развитии человеческого  потенциала ПРООН, индекс Джини составлял  в 2004 году для Российской федерации 0,31, для Украины - 0,29, для Беларуси – 0,30. Для Чешской республики данный индекс составил 0,25, для Венгрии - 0,26. С образцовой с точки зрения сочетания рыночных механизмов и эгалитарных ценностей Швеции Джини был равен 0,25. Напомним, что последние данные Джини для Советского Союза составляли 0,26.

Самый высокий уровень Джини  традиционно фиксируется во многих африканских и латиноамериканских странах, отличающихся общей социальной неустроенностью - Нигере (0,5), Центральноафриканской  республике (0,61), Намибии (0,7 - мировой рекорд), Парагвае (0,57), Гватемале (0,59), Сальвадоре (0,53). Наиболее же низкие показатели Джини фиксируются в европейских странах. [10]

Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная база социальной политики. Однако есть ли в нашей стране справедливость? Мнения по этому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правило это те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, о детях, их здоровье и образовании.

Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Разумеется, сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальные особенности и образ жизни.

 

2.3 Социальное планирование и его назначение

Под социальным планированием понимают один из видов государственного вмешательства  в решение крупных социально-экономических  проблем и их регулирование со стороны общественных институтов [Источник;4].

Социальное планирование широко применяется  в странах с социальной рыночной экономикой, в социальном обеспечении, социальной помощи, в сфере занятости  и рынка труда. Кроме того, социальное планирование тесно связано с  бюджетным и программным планированием. Оно включает различные способы распределения ресурсов для эффективного или оптимального решения конкретных социальных проблем, поэтапное решение приоритетных задач достижения общественного блага.

Методология социального планирования учитывает ограниченность сферы его применения, непрерывность социальных изменений, обязательность учета интересов различных групп населения, включая этнонациональные, конфессиональные и тому подобные группы. Она находится под постоянным воздействием принятых в данном обществе или декларируемых государством социальных ценностей.

Стратегическое планирование экономического и социального развития таких  основных структурных составляющих социальной сферы, как здравоохранение, образование, научно-инновационный, спортивно-оздоровительный, жилищно-коммунальный, телекоммуникационный комплексы, в отличие от текущего и перспективного планирования, в основу которых положен перенос ретроспективных тенденций деятельности на средне-, долгосрочный периоды времени, основано на формировании и реализации обобщающей и функциональных стратегий. Данные стратегии направлены на достижение необходимой результативности путем соблюдения установленных правил, выполнения набора процедур и последовательности осуществления комплекса мер структурно-организационной, научно-инновационной, маркетинговой, экономической, финансовой, социальной направленности. 

Решение задач, направленных на достижение базовых принципов социально  ориентированного государства, определение  рациональных направлений стратегического развития социальной сферы, связано с перераспределением государством имеющихся материальных и духовных благ через установление эффективно функционирующей системы налогов, формирование государственного бюджета, рост финансирования социальных программ. Основной стратегической направленностью развития народного хозяйства, социальной сферы выступает устойчивый рост инвестиций в социально и экономически значимые проекты на базе усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой транспарентности предприятий и организаций.

При разработке и реализации комплекса  социальных мер стратегического  планирования необходимо учитывать  региональную специфику экономического развития. В первую очередь, это связано с особенностью изменений социальных потребностей граждан отдельного региона. Кроме того, необходимо учитывать национальные традиции, климатические условия, демографическое развитие каждого региона, так как размеры бюджетов регионов зависят от условий жизни граждан, а также от факторов, оказывающих существенное влияние на формирование потребностей, их объемов и структуры, от демографической структуры населения области, особенностей жизни городских и сельских граждан, природных факторов.

Основным стратегическим ориентиром развития и достижения необходимого ресурсного обеспечения структурных  составляющих социальной сферы  республики должна выступать система социальной защиты всех слоев и групп граждан, в случае возникновения различных ситуаций, например, таких как несчастные случаи в быту, болезни, инвалидность, старость и безработица. Разработка стратегических ориентиров обеспечения необходимых социальных гарантий граждан региона должна осуществляться на основе результатов анализа основных изменений в системе социального обеспечения на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России, корректировки и уточнения содержания состава социальных гарантий и целевых социальных нормативов.

В условиях перехода к рыночной экономике  и проявляющихся депрессивных явлений  в производственной сфере уровень  потребления и качество социальных услуг, равно как и оценка состояния  структурных составляющих социальной сферы, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих перемен как в области экономики, так и в области материального положения граждан. И та и другая сторона социальной сферы оказывается весьма чувствительной к ухудшению общих условий производства и потребления, нарушению сбалансированности рыночного спроса и предложения.

Эффективность государственной поддержки  структурных составляющих социальной сферы в системе стратегического  планирования может существенно  возрасти, если реализовать предложения о:

  • фиксированной доле валового внутреннего продукта на финансирование деятельности объектов социальной сферы;
  • целевой фиксированной доле налогов на их развитие;
  • введении отдельной строкой в бюджет затрат на социальные отрасли;
  • обозначении системы финансовой поддержки областей;
  • контроле целевого расходования средств из внебюджетного фонда медицинского страхования; предоставлении максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций;
  • повышении заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.

В сфере трудовых отношений важное значение в стратегической ориентации на достижение необходимой результативности в социальной сфере и развитии ее ресурсного обеспечения приобретают  совершенствование нормативно-правового  регламентирования взаимоотношений предпринимателей и наемных рабочих, трехсторонние соглашения между работодателем, профессиональными объединениями работников и наемными работниками, формирование и укрепление механизма государственной инспекции труда, создание систем аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров, социального партнерства.

В этой связи можно выделить два  подхода к проблемам стратегического  развития социального партнерства, которые существуют в настоящее  время в регионах. Первый из них  можно отнести только к трудовым отношениям, а второй — к пересечению интересов различных взаимодействующих групп в одной сфере. При этом предметом социального партнерства могут выступать социально-экономические консультации по широкому кругу проблем между различными субъектами, включая государство, а также соглашения между потребителями и производителями об уровне цен и условиях обслуживания взаимоотношений между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами, организациями обслуживаемых ими слоев и групп граждан, по решению экологических и межнациональных проблем.

3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации

 

Переходный период в  связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже — социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.

План по повышению  эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:

- повышение уровня  оплаты труда;

- государственное регулирование  занятости;

- обеспечение справедливого  распределения доходов;

- реформирование систем  здравоохранения и образования;

- проведение пенсионной реформы;

- ликвидация бедности.

Хочу прокомментировать  возможные изменения в каждом из этих направлений.

В РБ сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий  разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.

В настоящее время  в области регулирования оплаты труда в стране существует ряд  проблем:

♦ низкий уровень тарифной ставки первого разряда;

♦ отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с реальным сектором экономики;

Информация о работе Основные понятия и функции социальной защиты