Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:49, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Беларусь (положение дел в настоящий момент, программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, перспективы улучшения социального положения граждан, демографической ситуации в стране).
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и функции социальной защиты.
2. Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни населения.
2.2 Кривая Лоренса.
2.3 Социальное планирование и его значение.
3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
♦ достаточно высокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;
♦ отсутствие прямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства
В этих условиях государственная политика РБ по совершенствованию механизма оплаты труда направлена:
• на усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;
• приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее к минимальному потребительскому бюджету.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
1) обеспечение равных
возможностей в
2) обеспечение мер,
направленных на
3) предоставление социальных
гарантий и компенсаций
4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
5)принятие мер содействия
в трудоустройстве граждан с
ограниченной
6)участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
7)международное
Основополагающими принципами перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию являются:
- человек - цель прогресса,
а уровень человеческого развит
- повышение уровня
благосостояния нации,
- приоритетное развитие
систем здравоохранения,
- улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
- усиление взаимосвязи
экономики и экологии, формирование
эколого-ориентированной
- рациональное
- развитие международного
сотрудничества и социального
партнерства в целях
- экологизация мировоззрения
человека, систем образования,
- ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2005 – 2010 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны (таблица 1).
Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы
(процентов к предыдущему году)
Наименование показателей |
Годы |
2015 год к 2010 году | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2015 | ||
факт |
прогноз | ||||
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
100,2 |
107,6 |
109–110 |
111–112 |
162–168 |
Продукция промышленности |
98 |
111,3 |
109–109,5 |
109–110,5 |
154–160 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
6,7 |
6,8 |
8–9 |
14–15 |
|
Продукция сельского хозяйства |
101,3 |
102 |
107–108 |
107–108 |
139–145 |
Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства |
–0,1 |
4,2 |
6–8 |
10–11 |
|
Производительность труда |
99,5 |
107,4 |
109,3–109,4 |
111,1–112,1 |
163–168 |
Инвестиции в основной капитал |
104,7 |
116,9 |
116–117 |
112,5–113,5 |
190–197 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, процентов к ВВП |
0,64 |
0,61* |
1,2–1,4 |
2,5–2,9 |
|
Удельный вес отгруженной
инновационной продукции |
10,9 |
11* |
12–13 |
20–21 |
|
Экспорт товаров и услуг |
67,2 |
120 |
116–116,4 |
117,5–117,9 |
218–222 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, процентов к ВВП |
–11,3 |
–13,6 |
(–8,9) – (–9,0) |
0,5–0,6 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
103,7 |
114,9 |
108–109,5 |
114–115 |
170–176 |
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта |
5 |
0,6 |
6–7 |
7,5–8 |
29–32 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
5,7 |
6,7 |
7,5 |
9,5–10 |
142–149 |
Дефицит консолидированного бюджета, процентов к ВВП |
–0,7 |
–2,6 |
–3 |
–1,5 |
*Оценка 2010 года.
Данная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами. В перспективе политика занятости в нашей стране должна быть направлена на повышение мобильности рабочей силы и формирование ее высокой конкурентоспособности. Достичь этих целей возможно за счет расширения инвестиций в человеческий капитал; повышения престижности интеллектуального труда; широкого внедрения альтернативных видов занятости; развития правовой и экономической инфраструктуры в сфере занятости.
Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; внешнеэкономические связи.
Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:
♦ оплату труда всех работающих;
♦ социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
♦ доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);
♦ доходы от предпринимательской деятельности и др.
Постановлением №698 от 27 июля утвержден бюджет прожиточного минимума, который будет действовать с 1 августа по 31 октября текущего года.
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с августа составит Br843 тыс. 870, что на 13,6% больше по сравнению с ранее действующим нормативом. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере Br923 тыс. 320, для пенсионеров - Br697 тыс. 280, для детей в возрасте до 3 лет - Br707 тыс. 750, для детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br890 тыс. 460, для детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br949 тыс. 90, для детей-студентов - Br855 тыс. 280.
Соответственно с августа на 13,6% будут увеличены размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Увеличиваются размеры социальных пенсий, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 года по статьям расходов следующая: продукты питания - 59,2%, плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 7%, предметы гардероба - 20,3%, товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6%, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,5%, бытовые и транспортные услуги - 5%, взносы и платежи - 1,4%.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений. Численность населения Беларуси на 1 января 2011 года составила 9 481 193 человека.
Кроме всего прочего наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности.
В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели.
Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенное время окажет существенное влияние на качество здоровья населения.
Удовлетворение потребностей
населения в образовании
Вместе с тем переход
ведущих стран к так называемой
«новой экономике» требует дальнейшего
совершенствования системы
Новая модель финансирования образования и культуры предполагает использование системы целевого сертификата, который будет отражать сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования. Необходимо перевести обязательства государства по образованию, здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.
Масштабы бедности напрямую зависят от состояния экономики страны. Поэтому в странах с переходной экономикой вследствие резкого экономического спада на этапе формирования рыночных отношений значительно увеличивается риск бедности. Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.
Особенности малообеспеченности в Беларуси:
• уровень бедности выше у сельского населения. Однако следует учитывать, что сельские жители располагают большими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;
• самый высокий уровень бедности наблюдается среди детей до 15 лет;
• уровень бедности среди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подвержены малообеспеченности.]
В настоящее время «ядро» бедных составляют безработные, семьи с детьми, неполные семьи, беженцы. На уровень бедности существенное влияние оказывает образование (у людей с высшим образованием уровень малообеспеченности ниже).
В таких условиях особенно остро стоит проблема разработки эффективного механизма социальной защиты населения. Его важнейшей задачей является защита нижней границы потребления.
Стратегия преодоления малообеспеченности в Беларуси должна быть направлена:
♦ на содействие росту занятости и развитию гибкого рынка труда, способствующего наиболее эффективному применению трудовых ресурсов;
♦ формирование жизнеспособной пенсионной системы и других программ социального страхования;
♦ обеспечение эффективной адресной социальной помощи.
Проведение пенсионной реформы является обязательным элементом социальной политики. Исходя из сложного демографического положения в Беларуси, резкого уменьшения доходов и увеличения расходов государственного пенсионного фонда проведение пенсионной реформы является экономической и социальной необходимостью. Система пенсионного обеспечения должна стимулировать людей зарабатывать и делать сбережения.
Целями пенсионной реформы являются:
обеспечение текущей
финансовой устойчивости пенсионной системы
при усложняющейся
Информация о работе Основные понятия и функции социальной защиты