Основные понятия и функции социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение ситуации, сложившейся в области социальной защиты в Республике Беларусь (положение дел в настоящий момент, программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, перспективы улучшения социального положения граждан, демографической ситуации в стране).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и функции социальной защиты.
2. Социальная защита в Республике Беларусь: анализ состояния.
2.1 Уровень жизни населения.
2.2 Кривая Лоренса.
2.3 Социальное планирование и его значение.
3. Программа социальной защиты населения в Республике Беларусь: ее особенности и проблемы в реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

♦ достаточно высокая  дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;

♦ отсутствие прямой зависимости  между заработной платой и эффективностью производства

В этих условиях государственная  политика РБ по совершенствованию механизма  оплаты труда направлена:

• на усиление зависимости  роста заработной платы от результатов  производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;

• приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и  далее к минимальному потребительскому бюджету.

Политика занятости  опирается на определенную систему  принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

1) обеспечение равных  возможностей в трудоустройстве  всем трудоспособным гражданам  РБ;

2) обеспечение мер,  направленных на предотвращение  безработицы;

3) предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5)принятие мер содействия  в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью;

6)участие профсоюзов  и союзов предпринимателей в  решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7)международное сотрудничество  в решении проблем занятости.

Основополагающими принципами перехода Республики Беларусь к устойчивому  развитию являются:

- человек - цель прогресса,  а уровень человеческого развития - мера зрелости общества и государства;

- повышение уровня  благосостояния нации, преодоление  бедности, изменение структур потребления;

- приоритетное развитие  систем здравоохранения, образования,  науки, культуры - важнейших сфер  духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

- улучшение демографической  ситуации, содействие устойчивому  развитию поселений;

- переход на природоохранный,  ресурсосберегающий, инновационный  тип развития экономики;

- усиление взаимосвязи  экономики и экологии, формирование  эколого-ориентированной экономической  системы, развитие ее в пределах  хозяйственной емкости экосистем;

- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное  расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- развитие международного  сотрудничества и социального  партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

- экологизация мировоззрения  человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных  ценностей;

- ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач  устойчивого развития систем  управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

- повышение скоординированности  и эффективности деятельности  государства, частного бизнеса  и гражданского общества.

В Основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2005 – 2010 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

(процентов к предыдущему  году)

Наименование показателей

Годы

2015 год к 2010 году

2009

2010

2011

2015

факт

прогноз

Валовой внутренний продукт (ВВП)

100,2

107,6

109–110

111–112

162–168

Продукция промышленности

98

111,3

109–109,5

109–110,5

154–160

Рентабельность продаж в организациях промышленности

6,7

6,8

8–9

14–15

 

Продукция сельского  хозяйства

101,3

102

107–108

107–108

139–145

Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства

–0,1

4,2

6–8

10–11

 

Производительность труда 

99,5

107,4

109,3–109,4

111,1–112,1

163–168

Инвестиции в основной капитал

104,7

116,9

116–117

112,5–113,5

190–197

Внутренние затраты  на научные исследования и разработки, процентов к ВВП

0,64

0,61*

1,2–1,4

2,5–2,9

 

Удельный вес отгруженной  инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых  является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции

10,9

11*

12–13

20–21

 

Экспорт товаров и  услуг

67,2

120

116–116,4

117,5–117,9

218–222

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, процентов к  ВВП

–11,3

–13,6

(–8,9) – (–9,0)

0,5–0,6

 

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

103,7

114,9

108–109,5

114–115

170–176

Снижение энергоемкости  валового внутреннего продукта

5

0,6

6–7

7,5–8

29–32

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

5,7

6,7

7,5

9,5–10

142–149

Дефицит консолидированного бюджета, процентов к ВВП

–0,7

–2,6

–3

–1,5

 

 

 *Оценка 2010 года.

 

Данная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный  путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами. В перспективе политика занятости в нашей стране должна быть направлена на повышение мобильности рабочей силы и формирование ее высокой конкурентоспособности. Достичь этих целей возможно за счет расширения инвестиций в человеческий капитал; повышения престижности интеллектуального труда; широкого внедрения альтернативных видов занятости; развития правовой и экономической инфраструктуры в сфере занятости.

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Для того чтобы идти в  ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; внешнеэкономические связи.

Структура денежных доходов  населения Беларуси, согласно Балансу  расходов и доходов населения, включает:

♦ оплату труда всех работающих;

♦ социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);

♦ доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);

♦ доходы от предпринимательской деятельности и др.

Постановлением №698 от 27 июля утвержден  бюджет прожиточного минимума, который  будет действовать с 1 августа по 31 октября текущего года.

Бюджет прожиточного минимума в  среднем на душу населения с августа  составит Br843 тыс. 870, что на 13,6% больше по сравнению с ранее действующим нормативом. Для трудоспособного населения БПМ установлен в размере Br923 тыс. 320, для пенсионеров - Br697 тыс. 280, для детей в возрасте до 3 лет - Br707 тыс. 750, для детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br890 тыс. 460, для детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br949 тыс. 90, для детей-студентов - Br855 тыс. 280.

Соответственно с августа на 13,6% будут увеличены размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Увеличиваются размеры социальных пенсий, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 года по статьям расходов следующая: продукты питания - 59,2%, плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 7%, предметы гардероба - 20,3%, товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6%, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,5%, бытовые и транспортные услуги - 5%, взносы и платежи - 1,4%.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений. Численность населения Беларуси на 1 января 2011 года составила 9 481 193 человека.

Кроме всего прочего  наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много  негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности.

В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели.

Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что  будет способствовать более полному  и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенное время окажет существенное влияние на качество здоровья населения.

Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и  качества жизни населения. Система  образования в республике развивается  довольно стабильно: уровень грамотности  взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%. Для сравнения — в России 99,6%, в Казахстане — 99,4%, в Молдове — 99%.

Вместе с тем переход  ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего  совершенствования системы образования  Беларуси по линии дошкольное образование — общеобразовательная школа — ВУЗ.

Новая модель финансирования образования и культуры предполагает использование системы целевого сертификата, который будет отражать сумму всех расходов по обеспечению  государственного стандарта образования. Необходимо перевести обязательства государства по образованию, здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.

Масштабы бедности напрямую зависят от состояния экономики  страны. Поэтому в странах с переходной экономикой вследствие резкого экономического спада на этапе формирования рыночных отношений значительно увеличивается риск бедности. Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны.

Особенности малообеспеченности в Беларуси:

• уровень бедности выше у сельского населения. Однако следует  учитывать, что сельские жители располагают большими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;

• самый высокий уровень  бедности наблюдается среди детей  до 15 лет;

• уровень бедности среди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подвержены малообеспеченности.]

В настоящее время  «ядро» бедных составляют безработные, семьи с детьми, неполные семьи, беженцы. На уровень бедности существенное влияние  оказывает образование (у людей с высшим образованием уровень малообеспеченности ниже).

В таких условиях особенно остро стоит проблема разработки эффективного механизма социальной защиты населения. Его важнейшей  задачей является защита нижней границы  потребления.

Стратегия преодоления  малообеспеченности в Беларуси должна быть направлена:

♦ на содействие росту  занятости и развитию гибкого  рынка труда, способствующего наиболее эффективному применению трудовых ресурсов;

♦ формирование жизнеспособной пенсионной системы и других программ социального страхования;

♦ обеспечение эффективной  адресной социальной помощи.

Проведение пенсионной реформы является обязательным элементом  социальной политики. Исходя из сложного демографического положения в Беларуси, резкого уменьшения доходов и увеличения расходов государственного пенсионного фонда проведение пенсионной реформы является экономической и социальной необходимостью. Система пенсионного обеспечения должна стимулировать людей зарабатывать и делать сбережения.

Целями пенсионной реформы являются:

обеспечение текущей  финансовой устойчивости пенсионной системы  при усложняющейся демографической  ситуации и негативной динамике на рынке труда;

Информация о работе Основные понятия и функции социальной защиты