Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:
· Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.
· Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.
· Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................3
1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5
2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12
3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной
защиты в Республике Беларусь...................................................................................24
4. Заключение................................................................................................................32

Файлы: 1 файл

вся курсовая по макре.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

        В республике около 2.45 млн. человек имеют пенсионный возраст. Быстрыми темпами увеличивается число одиноких (более 104 тыс.) или проживающих отдельно от детей и родственников (свыше 560 тыс.). Эти люди ежедневно сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые для них не всегда разрешимы. Бытовые и материальные затруднения, психологическая несовместимость с родственниками или отсутствие близких, которые могли бы в нужный момент прийти на помощь,— жизнь начинает всецело зависеть от внимания извне.

          В целом повышение качества жизни населения гарантируется введением системы государственных социальных стандартов. В Республике Беларусь существует также государственный минимальный социальный стандарт (ГМСС), который представляет собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Для здравоохранения установлены, например, четыре государственных минимальных социальных стандарта: обеспеченность участковыми врачами (один на 1,3тыс. жителей), больничными койками (девять на 1 тыс. человек) и аптеками (одна на 8 тыс. жителей).

          Практически внедрены 44 стандарта, касающиеся основных сфер жизнедеятельности. В результате улучшились транспортное сообщение, бытовое и торговое обслуживание, повысился уровень образовательных и медицинских услуг. В ближайшее время планируется расширить перечень стандартов и повысить их качественную составляющую.

         В Беларуси внедрен государственный социальный стандарт — один территориальный центр социального обслуживания на административный район, сегодня их 156. Предстоит улучшить систему учреждений данного профиля, расширить их инфраструктуру и укрепить материально-техническую базу, повысить качество социальных услуг, предоставляемых на дому и в стационарных условиях, внедрить новые инновационные технологии социальной работы с населением. Работа центров особенно актуальна для одиноких пожилых граждан и жителей отдаленных сел. На учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек. Растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому. В 2008 году их численность увеличилась на 2,6 тыс. человек, всего на дому обслуживается 80,6 тыс. человек.

       Сейчас во всех 156 районах страны работают отделения социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан. 70% их подопечных проживают в сельской местности. Более 12,5 тыс. социальных работников опекают одиноких и инвалидов. Задействованы предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, шефствующие организации. Кому-то надо посодействовать в установлении опеки и попечительства, кого-то поместить в дом-интернат, иным похозяйствовать по дому. А когда человек заканчивает земной путь, надо оказать ритуальные услуги; погребением одиноких тоже занимается социальная служба.

         В целом по республике из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием пользуются 283,7 человека. Наибольшее развитие эта форма получила в Минской (469 человек) и Могилевской (333.5 человека) областях.

        В Гомельской и Могилевской областях функционируют небольшие дома-интернаты для ветеранов труда на 10—20 мест.

        В республике продолжают действовать 19 социальных столовых, 50 салонов «Милосердие». 95 центров медико-социальной помощи. В этом деле важны адресность, своевременность и эффективность. У каждого, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, свои запросы и нужды. И чтобы оперативно удовлетворить потребности больных, старых и малых в нужный момент, создаются центры социальною обслуживания.

        Главная их цель — оказать максимальную и разностороннюю помощь нуждающимся, дать людям шанс до последней возможности оставаться в родных стенах и только в крайнем случае помешать их в социальный стационар. В республике уже действуют 84 центра социального обслуживания населения, 3 — для граждан пожилого возраста и инвалидов и 24 — оказывают помощь семье и детям.

         Социальные услуги предоставляются бесплатно одиноким и одиноко проживающим малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким, а также одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам I и II групп (семьям, состоящим из инвалидов I и II групп), которые не имеют на территории Беларуси трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону.

        В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» предоставляется право на такое пособие. Его получают свыше 701 тыс. детей — это 37% их общего количества. Пособия на малышей до трех лет выплачиваются абсолютно всем семьям, невзирая на их материальное положение. Дети старше этого возраста имеют адресную помощь, если совокупный доход семьи маленький.

       Семьям с детьми предоставляются льготы по налогообложению, оплачиваются питание в дошкольных учреждениях, учебники. Малообеспеченные семьи получают бесплатное питание до первых двух лет жизни ребенка. Многодетные освобождаются от уплаты земельного налога. Если расходы на жилье и коммунальные услуги превышают 25% среднемесячного совокупного дохода семьи, то ей предоставляются безналичные жилищные субсидии.

         Несмотря на многочисленные финансовые проблемы, число учреждений, предоставляющих семье различные социальные услуги, постоянно растет. В настоящее время работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 24 социально-педагогических центра. 74 приюта для несовершеннолетних и 97 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Особенности социальной защиты в Странах СНГ:

          По отношению к Российской Федерации можно отметить преимущественно пассивный характер социальной политики, низкую степень координации действий тех органов и служб, которые занимаются решением социальных проблем, недостаточное количество квалифицированных кадров социальных работников и т.д.службы исполнительной власти занимаются разработкой и выполнением целевых социальных программ : «Продовольствие», «Жилище», «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению», «Безопасное материнство», «Дети России», «Развитие медицинской промышленности улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой», «Социальная поддержка инвалидов» и многие другие. Начиная с 2006 года предусмотрены расходы бюджета на следующие национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Доступность жилья», «Развитие АПК».

         Поскольку уровень жизни населения  является сложным образованием, для отражения его размеров  и структуры разработана система  показателей. При международном  сопоставлении уровня жизни населения различных стран используется так называемый индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основании трех интегральных индикаторов:

  1. Национального дохода в расчете на душу населения;
  2. Продолжительности жизни населения - в 2009 г она составила 66,7 года;
  3. Образовательного уровня.

      В условиях становления рыночных  отношений в экономике России  для характеристики уровня доходов  и потребления страны стал  использоваться термин «реально  располагаемые доходы» . при расчетах показателя реально распологаемые доходы населения в состав денежных доходов включаются следующие:

- оплата труда  работников, занятых в отраслях  производственной и непроизводственной  сферы ( минимальный размер оплаты  труда в Российской Федерации  с 1 января 2013 г установлен в размере 5205 российских рублей ( согласно Федерального Закона от 03.12.2012 г №232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда»), в 2006 г минимальный размер оплаты труда составлял 1100 рублей [18]

       Особое значение имеет защита денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. В России индексация доходов установлена законом от 24 октября 1991 года, и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а так же на пенсии , стипендии и пособия.[17, с 614].

       В последнее время наметилась тенденция роста рождаемости и снижения детской смертности, что является отражением общей позитивной социально-экономической динамики. Стимулирование рождаемости включает в себя целый комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи. На решение проблем низкой рождаемости благотворным образом влияет изменение отношения всего общества к семье и её ценностям. Адекватная диагностика специфических причин российского демографического кризиса позволит сформировать результативную государственную демографическую политику, что поможет преодолеть процесс депопуляции в стране [12. c 116-119]

        Средний размер назначенной пенсии  в России в 2010 г составил 249,3 в долл США, в 2011 – 257,1 долл США. Денежные доходы на душу населения составили (по среднегодовым курсам национальных валют к доллару США) в России в 2009 году – 6 443 , в 2010 году – 7465 и в 2011 году – 8464.

         Численность занятого населения  в Российской Федерации в среднем  за 2009 года составила 69,3 миллиона человек, в 2010 году – 69,8 млн человек, и, в 2011 году 70,7 млн человек.

              Динамика занятости во многих странах СНГ по-прежнему характеризуется перемещением рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

           В Украине на  протяжении 2011 года численность населения уменьшилась на 144,9 тыс человек, и на1 августа 2012 г численность населения составила 45633,3 тыс человек. Причиной сокращения численности население является превышение числа умерших над рожденными. В 2011 году в Украине родилось 502,6 тыс. человек, а умерло 664,6 тыс человек, продолжается старение населения. Часть населения в возрасте 60лет и старше ежегодно увеличивается ( на начало 2008 года – 20,3%; 2009 году – 20,4%; в 2010 году – 20,7%; в 2011 году 20,9%; 2012 году – 21,2%)

        Среднедушевой доход домохозяйств в 2011 году по сравнению с предыдущим годом рос большими темпами, чем индекс потребительских цен за этот период : практически 111% против 108%.  Часть населения с месячным среднедушевым доходом ниже среднегодового размера  прожиточного минимума уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 8%( среднегодовой размер прожиточного минимума за этот период вырос в 1,1 раза), средний размер назначенных пенсий всем категориям пенсионеров в 2011 году превысил размер прожиточного минимума. В тоже время отношение среднего размера пенсии к заработной плате увеличивается незначительно – с 36% на начало 2001 года, и до 47 % на начало 2012 г. В тоже время стоит обратить внимание на рост потребительских цен, при том, что тарифы на потребительские товары (услуги) в 2011 году выросли на 4,6%, что практически вдвое меньше, чем за аналогичный период 2010 года. В пересчете на доллары США на начало 2011 года средний размер пенсий всех категорий пенсионеров в Украине составлял 144,7 долл США, что меньше , чем в Беларуси и России.

        Уровень занятости населения  старше трудоспособного возраста  в 2011 году по сравнением с  2010 годом уменьшился с 28% до 27,9%. Численность занятого населения в Украине в 2009 году составило 20,2 млн человек, в 2010 году – 20,3 и в 2011 году составляло 20,3 млн человек. Число безработных, зарегистрированных в службах занятости на конец 2009 года составляло 532 тысячи человек, в 2010 году 545 тысяч человек, в 2011 году этот показатель снизился на 8% и составил 483 тысячи человек. [10]

         Вывод: государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; уменьшить количество безработных; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  направления, способы реализации  и перспективы социальной защиты  в Республике Беларусь

 

        Целью социальной политики белорусского государства является формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких  социальных контрастов, достигнут социально- приемлемый жизненный уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Построение такого общества требует больших усилий и определенного времени.

         Одна из наиболее существенных  отличий современного курса социальной политики от предыдущих этапов заключается в стремлении способствовать активной жизненной позиции людей, создании условий для более полной реализации  их потребностей к самоутверждению и достижению большего материального достатка . по существу, на современном этапе в социальной сфере нашей страны осуществляется переход от патерналистской к более эффективной социальной политики, когда ответственность за ее реализацию распределяется между государством и гражданами.  Ставится задача обеспечения вхождения Республики Беларусь в текущем пятилетии в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала и её закрепления в группе наиболее развитых государств.[6, c 75-76]

        Отличительной чертой социальной политики нашего государства  является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого расслоения  по уровню доходов, порождающее в обществе серьёзные противоречия и создающие угрозу общественно-политической безопасности.. Цель государственной политики в области оплаты труда – повышение заработной платы как основного источника доходов населении, усиление её стимулирующей роли в росте экономики страны.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь