Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:
· Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.
· Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.
· Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................3
1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5
2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12
3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной
защиты в Республике Беларусь...................................................................................24
4. Заключение................................................................................................................32

Файлы: 1 файл

вся курсовая по макре.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

        Если обратится к цифрам, то  в совокупности за прошедшее  пятилетие  номинальная заработная плата в стране выросла  в 2,7 раза, а её реальное содержание в 1,6 раза. Только за 2010 год среднемесячная заработная плата увеличилась на 23,9% и составила 1 238 000 рублей, в том числе в декабре 1 595 700 рублей.  При этом государством принимаются меры, призванные не допустить  значительной дифференециации в оплате труда. Реализация этого направления будет осуществляться через совершенствование Единой тарифной сетки путем поэтапного уменьшения, а в дальнейшем и отмены корректирующих коэффициентов, унификации и модернизации квалификационных характеристик  должностей служащих.

        В связи с изменением макроэкономической  ситуации в 2011 году   в целях компенсации социальных последствий были реализованы следующие меры  по  социальной защите населения:

1. в сентябре 2011 года была оказана помощь  в размере 500 000 рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а так же неработающим пенсионерам на сезонную закупку продовольственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;

2. с октября  была повышена ставка первого  разряда;

3. с 1 ноября  были увеличены размеры пенсий  в соответствии с законодательством;

4. в 4 квартале 2011 года были повышены в два раза единовременные пособия при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357; [2, c 11].

Ключевая составляющая социальной политики в отношении  трудоспособного населения – создание условий, позволяющих трудиться без ущерба для здоровья и получать достойную заработную плату за свой труд. Заработная плата призвана служить надёжным источником доходов, выступая в тоже время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой деятельности работников. Цель государственной политики в области оплаты труда – повышение заработной платы как основного источника доходов населения, усиление её стимулирующей роли в росте экономики страны. Добиться намеченного позволяет разумное сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы. В республике в условиях либерализации экономики проводиться работа по снижению госрегулированию оплаты труда в субъектах предпринимательской деятельности. Расширяются права субъектов хозяйствования в развитии коллективно-договорного регулирования заработной платы в реальном секторе экономики. Так, сегодня нанимателю предоставлено право применять различные формы и системы оплаты труда, тем самым увязывая размер заработной платы конкретного работника с показателями  производительности труда, качества продукции и в целом – эффективностью работы. В  условиях современной конкуренции заработная плата выступает регулятором рынка труда. Если обратиться к цифрам, то в совокупности за прошедшее пятилетие номинальная заработная плата выросла в 2,7 раза, а её реальное содержание в 1,6 раза. Только за 2010 год среднемесячная заработная плата увеличилась на 23,9% и составила 1 238 000 руб., в 2011 году она составила 1899 782 руб., и в 2012 г – 3 740 148 бел.руб. комплексное государственное регулирование заработной платы в бюджетной сфере будет осуществляться путем повышения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, принятия с учетом финансовых возможностей бюджета мер по последовательному приближению заработной платы работников бюджетной сферы к её среднему уровню по республике. В январе-ноябре 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 284,8 трлн. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,6 раза.

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличились на 20,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-ноябре 2012 г. составил 85,4%.

Реализация  этого направления будет осуществляться через совершенствование Единой тарифной сетки путем поэтапного уменьшения, а в дальнейшем и отмены корректирующих коэффициентов, унификации и модернизации квалификационных характеристик должностей служащих.

Наличие работы – одно из основных условий социальной защищенности человека, а так же социальный индикатор , отражающий эффективность проводимой социальной политики. Поэтому одной из важнейших задач является поддержание стабильной и управляемой ситуации на рынке труда. В контексте структурной перестройки экономики в республике проводится модернизация и обновление рабочих мест. Этот процесс, направленный на повышение эффективности производственных процессов, рост производительности труда, в ряде случаев сопровождается высвобождением избыточной рабочей силы. На предотвращение создания ситуации напряженности на рынке труда направлена государственная политика занятости. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2011 года составил 0,7%. За последние пять лет он снизился на 0,8 процентных пункта . численность безработных на этот период уменьшилась более, чем в два раза и сократилась до 33 100 человек. Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы: в 115 районах – 1% и ниже, в 15- не превышает 1,5%. Сохраняется тенденция роста численности населения, занятого в экономике страны. Численность занятых в экономике в 2010году составила 4,7 млн. человек; в 2011 году этот показатель так же составил 4,7 млн. человек. [16. c 23-25]

 Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2012 года составил 0,6% к численности экономически активного населения ( в 2011 году – 0,6%). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,2% от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (81,1% в 2011году).

       Обеспечение здоровых и безопасных  условий труда – одна из  важнейших задач государства, для решения которой в республике принята и реализуется Республиканская программа по улучшению условий охраны труда на 2011-2015 годы.

       В республике введено обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, направленное на стимулирование на стимулирование нанимателей к созданию здоровых и безопасных условий труда и обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществляется внедрение систем управления охраной труда в организациях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности по данному вопросу.

        Если благополучие трудоспособного  населения зависит главным образом  от личного трудового вклада, квалификации и предприимчивости, то повышение уровня доходов тех, кто в силу объективных причин не может трудиться, является одной из задач государства. Основным источником доходов лиц пожилого возраста выступает пенсия. На учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло почти 2,5 млн. получателей пенсий. Несмотря на существующую демографическую ситуацию пенсионная система функционирует стабильно. Пенсии финансируются в полном объеме и выплачиваются своевременно. На их выплату ежегодно направляется около 10% ВВП, в том числе ежемесячно около 1,5 трлн. рублей., что сопоставимо с аналогичными показателями в экономически развитых странах. Проводимая планомерная работа по повышению пенсионных выплат позволила за прошедшее пятилетие увеличить средний размер назначенных пенсий в 2,8 раза. В Беларуси в 2010 году среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 612 100руб;[16] В органах по труду, занятости и социальной защите в декабре 2012 г. на учете состояло 2 512,2 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 1 885,5 тыс. рублей, что в 2,6 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 962,5 тыс. рублей, по инвалидности – 1 713,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 1 224,4 тыс. рублей, социальных пенсий – 816 тыс. рублей.[10]

        Важным актуальным решением является  установление с 2012 года дифференцирование целевых доплат пенсионерам старших возрастов. В частности, с мая людям в возрасте 75-79 лет размер доплаты составляет 139,3 тыс. рублей, в возрасте 80 лет и старше – 185,8 тыс. рублей. Основная цель принимаемых мер состоит в том, чтобы пенсионные выплаты были более полновесными к возрасту утраты трудоспособности, когда пенсии становятся основным источником средств существования. [15,c 41].

         Состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь, является важным аспектом национальной безопасности страны. Принятые  меры по улучшению социально-экономического положения семей наряду с демографическими факторами – благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости. За последние 5 лет родилось 526 129 детей[16,c 26-27].  Снизились так же показатели младенческой и материнской смертности, которые так же находятся на уровне развитых стран. В 2010 году коэффициент младенческой смертности составил 4,0 случая на 1 000 родившихся живыми, что в 2,3 раза ниже уровня 2000 года; в 2011 году он снизился до 3,9 случая. Материнская смертность сократилась до 0,9  случая на 100 тыс. рожденных живыми , и по этому показателю республика достигла цели тысячелетия и выполнила задачу, поставленную ВОЗ для европейского региона[6, c 78]. Сегодня самое главное – своевременно упредить демографический спад, не лопустить необратимого развития процессов воспроизводства населения. В связи с этим приоритетом является разработка системы дополнительных мер по поддержке семьи, повышению мотивации к рождению детей. Для этого предусматривается дальнейшее увеличение единовременных  и ежемесячных государственных пособий до уровня, который позволит частично компенсировать семье расходы в период ухода за ребенком в возрасте до трех лет. С 1 января 2010года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет был увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума. .[16, c 29]. C 1 октября 2011 года вдвое увеличены размеры единовременных пособий: при рождении первого ребенка – до 10 БПМ, при рождении второго и последующих детей – до 14 БПМ., с 1 января 2012 года возросли пособия на детей старше 3-х лет с 30% до 50% БПМ, национальной программой демографической безопасности предусмотрено повышение размера пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до трех лет – до 35% средней заработной платы по республике, за вторым и последующими детьми до 40%, за ребенком инвалидом до 3-х лет – 45% [15, c 37].

         В стране уделяется большое  внимание качеству жизни населения,  что особенно актуально для  тех категорий населения, которые  в силу объективных причин  не могут решить свои жизненные  проблемы. С целью оказания помощи пожилым людям и инвалидам разносторонней и качественной социально-бытовой и психологической помощи в Беларуси действует государственный социальный стандарт в области социального обслуживания: во всех административных центрах действуют территориальные центры социального обслуживания населения. с целью вовлечения в систему социального обслуживания институтов гражданского общества может быть предусмотрено частичное бюджетное финансирование поставщиков социальных услуг на договорной основе через государственный социальный заказ.  Для реализации данного инновационного подхода необходимо выявить потребность населения в услугах, разработать соответствующую правовую базу, финансовый механизм, проработать организационные вопросы, обеспечить сбалансированную ответственность и партнерство всех субъектов отношений при предоставлении  социальных услуг на основе государственного социального заказа. Еще одно направление – предоставление помощи нуждающимся. Для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а так же для малоимущих граждан и семей, чьи доходы по объективным причинам ниже бюджета прожиточного минимума, предусмотрена государственная адресная социальная помощь[16, c 28-29]. Увеличение критерия предоставления ГАСП в виде единовременного социального пособия с 120% БПМ до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, расширило возможность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получить разовую материальную поддержку. И если в 2009 году получателей этого пособия было 11,1 тыс человек, то 2010 году их стало 28,1 тыс. человек, в 2011 году уже 86,1 тыс. человек, за 1 квартал 2012 года – 66,5 тыс. человек на сумму 65,1 млрд. рублей. Таким образом, изменение критериев нуждаемости позволило оказать помощь большему количеству жителей Беларуси.[15, c 37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается  в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

В странах с  трансформационной (переходной) экономикой  стоит уделить большее внимание на занятость населения.

           Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.

      Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

        Государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.

          За последнее пятилетие социальная политика была направлена на улучшение качества жизни населения. Например: на 1 января 2009 г. уровень безработицы в республике составил 0.8%, что говорит о снижении по сравнению с 2006г.(1,5%). Среднемесячная заработная плата в январе - декабре 2010 года увеличилась по сравнению с 2009 годом на 23,9%. Что касается пенсионного обеспечения, то в Беларуси действуют распределительные и накопительные механизмы.

        С 1 января 2011г. функционирует система адресной помощи по новым критериям нуждаемости. Она включает оказание социальной помощи наиболее незащищенным категориям граждан: многодетным или неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет,  благодаря установлению новых критериев нуждаемости адресную социальную помощь может получить большее число жителей Беларуси.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Гущин Антон  Иванович, юрист - Право социального  обеспечения и социальная защита: соотношение понятий и систем /Антон Гущин Юстыцыя Беларусi = Юстиция Беларуси – 2011. - № 10

2. Ермолович  Максим  Рост доходов, ограничение  расходов, социальная защита  населения /Максим Ермолович Финансы, учет, аудит- 2011. - №9

3. Купцов С.Н.  Социальная политика будет согласованной  / С.Н.Купцов// Охрана труда и социальная  защита 2010. - №12

4. Макроэкономика : учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений обеспечивающих получение  высшего образования по экономическим специальностям/ Т.С.Алексеенко [и др]; под ред. Л.П.Зеньковой – Минск ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с ил.

5. Макроэкономика: учеб-метод. пособие для студентов заочной формы обучения экономических специальностей /авт.сост.: Т.С.Алексеенко / под. ред. Т.С.Алексеенко, Е.П.Цибиной – Гомель: учреждение образования  «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2007. – 256 с

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь