Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:
· Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.
· Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.
· Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.
Введение.........................................................................................................................3
1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5
2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12
3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной
защиты в Республике Беларусь...................................................................................24
4. Заключение................................................................................................................32
Если обратится к цифрам, то в совокупности за прошедшее пятилетие номинальная заработная плата в стране выросла в 2,7 раза, а её реальное содержание в 1,6 раза. Только за 2010 год среднемесячная заработная плата увеличилась на 23,9% и составила 1 238 000 рублей, в том числе в декабре 1 595 700 рублей. При этом государством принимаются меры, призванные не допустить значительной дифференециации в оплате труда. Реализация этого направления будет осуществляться через совершенствование Единой тарифной сетки путем поэтапного уменьшения, а в дальнейшем и отмены корректирующих коэффициентов, унификации и модернизации квалификационных характеристик должностей служащих.
В связи с изменением
1. в сентябре 2011 года была оказана помощь в размере 500 000 рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а так же неработающим пенсионерам на сезонную закупку продовольственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;
2. с октября была повышена ставка первого разряда;
3. с 1 ноября
были увеличены размеры пенсий
в соответствии с
4. в 4 квартале 2011 года были повышены в два раза единовременные пособия при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357; [2, c 11].
Ключевая составляющая социальной политики в отношении трудоспособного населения – создание условий, позволяющих трудиться без ущерба для здоровья и получать достойную заработную плату за свой труд. Заработная плата призвана служить надёжным источником доходов, выступая в тоже время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой деятельности работников. Цель государственной политики в области оплаты труда – повышение заработной платы как основного источника доходов населения, усиление её стимулирующей роли в росте экономики страны. Добиться намеченного позволяет разумное сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы. В республике в условиях либерализации экономики проводиться работа по снижению госрегулированию оплаты труда в субъектах предпринимательской деятельности. Расширяются права субъектов хозяйствования в развитии коллективно-договорного регулирования заработной платы в реальном секторе экономики. Так, сегодня нанимателю предоставлено право применять различные формы и системы оплаты труда, тем самым увязывая размер заработной платы конкретного работника с показателями производительности труда, качества продукции и в целом – эффективностью работы. В условиях современной конкуренции заработная плата выступает регулятором рынка труда. Если обратиться к цифрам, то в совокупности за прошедшее пятилетие номинальная заработная плата выросла в 2,7 раза, а её реальное содержание в 1,6 раза. Только за 2010 год среднемесячная заработная плата увеличилась на 23,9% и составила 1 238 000 руб., в 2011 году она составила 1899 782 руб., и в 2012 г – 3 740 148 бел.руб. комплексное государственное регулирование заработной платы в бюджетной сфере будет осуществляться путем повышения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, принятия с учетом финансовых возможностей бюджета мер по последовательному приближению заработной платы работников бюджетной сферы к её среднему уровню по республике. В январе-ноябре 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 284,8 трлн. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,6 раза.
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличились на 20,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-ноябре 2012 г. составил 85,4%.
Реализация
этого направления будет
Наличие работы – одно из основных условий социальной защищенности человека, а так же социальный индикатор , отражающий эффективность проводимой социальной политики. Поэтому одной из важнейших задач является поддержание стабильной и управляемой ситуации на рынке труда. В контексте структурной перестройки экономики в республике проводится модернизация и обновление рабочих мест. Этот процесс, направленный на повышение эффективности производственных процессов, рост производительности труда, в ряде случаев сопровождается высвобождением избыточной рабочей силы. На предотвращение создания ситуации напряженности на рынке труда направлена государственная политика занятости. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2011 года составил 0,7%. За последние пять лет он снизился на 0,8 процентных пункта . численность безработных на этот период уменьшилась более, чем в два раза и сократилась до 33 100 человек. Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы: в 115 районах – 1% и ниже, в 15- не превышает 1,5%. Сохраняется тенденция роста численности населения, занятого в экономике страны. Численность занятых в экономике в 2010году составила 4,7 млн. человек; в 2011 году этот показатель так же составил 4,7 млн. человек. [16. c 23-25]
Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2012 года составил 0,6% к численности экономически активного населения ( в 2011 году – 0,6%). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,2% от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (81,1% в 2011году).
Обеспечение здоровых и
В республике введено
Если благополучие
Важным актуальным решением
Состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь, является важным аспектом национальной безопасности страны. Принятые меры по улучшению социально-экономического положения семей наряду с демографическими факторами – благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости. За последние 5 лет родилось 526 129 детей[16,c 26-27]. Снизились так же показатели младенческой и материнской смертности, которые так же находятся на уровне развитых стран. В 2010 году коэффициент младенческой смертности составил 4,0 случая на 1 000 родившихся живыми, что в 2,3 раза ниже уровня 2000 года; в 2011 году он снизился до 3,9 случая. Материнская смертность сократилась до 0,9 случая на 100 тыс. рожденных живыми , и по этому показателю республика достигла цели тысячелетия и выполнила задачу, поставленную ВОЗ для европейского региона[6, c 78]. Сегодня самое главное – своевременно упредить демографический спад, не лопустить необратимого развития процессов воспроизводства населения. В связи с этим приоритетом является разработка системы дополнительных мер по поддержке семьи, повышению мотивации к рождению детей. Для этого предусматривается дальнейшее увеличение единовременных и ежемесячных государственных пособий до уровня, который позволит частично компенсировать семье расходы в период ухода за ребенком в возрасте до трех лет. С 1 января 2010года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет был увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума. .[16, c 29]. C 1 октября 2011 года вдвое увеличены размеры единовременных пособий: при рождении первого ребенка – до 10 БПМ, при рождении второго и последующих детей – до 14 БПМ., с 1 января 2012 года возросли пособия на детей старше 3-х лет с 30% до 50% БПМ, национальной программой демографической безопасности предусмотрено повышение размера пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до трех лет – до 35% средней заработной платы по республике, за вторым и последующими детьми до 40%, за ребенком инвалидом до 3-х лет – 45% [15, c 37].
В стране уделяется большое
внимание качеству жизни
Заключение
Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
В странах с трансформационной (переходной) экономикой стоит уделить большее внимание на занятость населения.
Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.
Основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Государственная социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо динамично повышать уровень доходов населения и решить проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.
За последнее пятилетие социальная политика была направлена на улучшение качества жизни населения. Например: на 1 января 2009 г. уровень безработицы в республике составил 0.8%, что говорит о снижении по сравнению с 2006г.(1,5%). Среднемесячная заработная плата в январе - декабре 2010 года увеличилась по сравнению с 2009 годом на 23,9%. Что касается пенсионного обеспечения, то в Беларуси действуют распределительные и накопительные механизмы.
С 1 января 2011г. функционирует система адресной помощи по новым критериям нуждаемости. Она включает оказание социальной помощи наиболее незащищенным категориям граждан: многодетным или неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, благодаря установлению новых критериев нуждаемости адресную социальную помощь может получить большее число жителей Беларуси.
Список литературы
1. Гущин Антон
Иванович, юрист - Право социального
обеспечения и социальная
2. Ермолович Максим Рост доходов, ограничение расходов, социальная защита населения /Максим Ермолович Финансы, учет, аудит- 2011. - №9
3. Купцов С.Н.
Социальная политика будет
4. Макроэкономика : учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям/ Т.С.Алексеенко [и др]; под ред. Л.П.Зеньковой – Минск ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с ил.
5. Макроэкономика:
учеб-метод. пособие для