Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:
· Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.
· Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.
· Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный период.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................3
1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5
2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12
3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной
защиты в Республике Беларусь...................................................................................24
4. Заключение................................................................................................................32

Файлы: 1 файл

вся курсовая по макре.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

"Белорусский торгово-экономический  университет 

потребительской кооперации"

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему "Механизм и основные направления социальной защиты

в национальной экономике  в Республике Беларусь"

 

 

 

                                                             Выполнила студентка

                                                                               заочного факультета экономики

                                      и учета

                                                               группы Пс-22

                                                  Хурбатовa А.Д.

                                             

                                                                            Научный руководитель

                                                            ассистент Савчук И.А.

 

 

 

Гомель 2013 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение.........................................................................................................................3

       1. Социальная защита населения: сущность и основные формы..............................5

       2. Особенности социальной защиты населения в переходной экономике.............12

       3. Основные направления, способы реализации перспективы социальной

       защиты в Республике Беларусь...................................................................................24

       4. Заключение................................................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Обеспечение  экономического   роста,  устойчивого   развития   экономики,

повышение уровня жизни населения- главные проблемы современной Республики Беларусь.

          Социальная защита, как часть социальной политики, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.

          Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.

           Именно поэтому, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.

          Объектом исследования данной курсовой работы является уровень жизни населения, степень  социальной защищенности в Республике Беларусь.

                  Целью исследования являются механизмы и основные направления социальной защиты в национальной экономике Республики Беларусь. Задачами исследования является следующие:

·       Социальная защита населения, сущность, основные формы и инструменты.

·       Особенности и способы реализации социальной защиты в республике Беларусь в период перехода к рынку.

·       Проблемы и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь в трансформационный  период.

          В соответствии с поставленными задачами курсовая работа разбита на 3 главы. Также в структуру работы входят введение, в котором обоснована актуальность темы, ставится цель и задачи исследования, заключение, в котором делаются общие выводы по работе и приложения.

        Тема хорошо освещена в периодических печатных изданиях, таких как, журнал «Экономика Беларуси», «Проблемы управления». В них полные ответы на вопросы социальной защиты даются государственным деятелем - Министром труда и социальной защиты М.А.Щеткиной. При написании курсовой работы так же использовался круг периодической литературы: журналы «Охрана труда и защита населения», «Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта», учебное пособие «Макроэкономика» под ред.   Зеньковой Л.П. , учебное пособие под. ред И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского.

         Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

        Во введении обосновывается актуальность  темы, определяется цель и формируются задачи, указывается  объект и предмет исследования.

        В первой главе раскрывается сущность и основные формы социальной защиты населения.

        Во второй главе проводится  непосредственно анализ особенностей  политики социальной защиты населения  в условиях переходной экономики.

       В третьей главе показаны основные  направления, способы реализации и перспективы социальной защиты в Республике Беларусь.

      Заключение содержит краткие  выводы по разделам основной  части курсовой работы.

 

 

 

 

 

          

1.Социальная  защита населения: сущность и  основные формы

 

          По  мере перехода человечества от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу все ярче проявляются тенденции межгосударственной экономической и политической интеграции, тенденции гуманизации и экологизации  социально-экономического развития, переход в сфере производства супертехнологии и постепенное утверждение знания как основной движущей силы общественного развития. Эти тенденции в конечном итоге приводят к необходимости изменить социально-политическую парадигму развития общества, когда его целью становится человек как фактор и средство экономического роста, что влечет за собой необходимость адаптации к новым условиям развития как методологии функционирования системы социальной защиты, так и функций государства в области формирования и управления ею.[7. с 17-18]

        Государству как институту экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.                           

           Для повышения общего уровня  и качества жизни населения  государство  постоянно проводит  определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная  и другие виды политики государства  не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечения детей равными правами и возможностями в доступности образования , культуры и т.п.

       Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику - совокупность мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоёв, достижения социальной справедливости. Социальную справедливость можно рассматривать как меру общественной пользы норм и законов, устанавливающих и поддерживающих такой порядок жизнедеятельности, который способствует выживанию и прогрессивному развитию общества.

          Социальная политика признана  выполнять следующие функции:

1) стимулирование  экономической активности населения;

2) гарантия обеспечения  минимального уровня жизни;

3) стабилизация  и поддержание социального мира  и спокойствия;

4) оказание адресной  помощи нуждающимся гражданам. 

         Социальная политика, преследуя  определенные цели, осуществляется по следующим направлениям:

а) стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости);

б) снижение степени  дифференциации доходов (политика доходов);

в) обеспечение  социальных гарантий и социальной защиты населения;

г) социальное партнерство;

д) защита здоровья нации;

е) обеспечение  защиты окружающей среды.

       Основными стратегическими направлениями современной социальной политики являются: политика доходов, политика занятости, политика здравоохранения, политика социальной защиты, жилищная стратегия, образовательная политика. К важнейшим из них следует отнести политику занятости населения.

       Политика занятости – это одно  из направлений социальной политики , посредством которых решается  или снижается степень остроты  проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

  1. Создание для трудоспособных  членов общества возможности наиболее полно реализовать свой потенциал;
  2. Забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;
  3. Более полное использование частично занятой рабочей силы;
  4. Создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  5. Инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения  производительности труда, его сохранения и накопления;
  6. Развитие механизмов адаптации к требованиям рынка .

       Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера – выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой и получения дополнительного образования, а так же использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования.

       Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требует значительных финансовых затрат. Речь идёт, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не  ведет к созданию дополнительных рабочих мест, однако содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

       Дорогостоящей, но перспективной  мерой являются прямые государственные  меры вложения в создание новых  рабочих мест. Безусловное её преимущество – адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что предоставляет людям работу и дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.

         Среди активных мер можно выделить  рациональное использование гибких  форм занятости на основе гибких  графиков. Это позволяет сохранить  квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность  достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

         Важнейшим направлением политики  занятости является поддержка  и формирование структуры мелкого  бизнеса. В большинстве стран  основная часть новых рабочих  мест создается сегодня не на крупных , а на мелких и средних предприятиях.

       Жилье является одной из первостепенных  потребностей населения. Степень  удовлетворения потребности в  жилье во многом предопределяет  социальное и экономическое поведение  людей, психологическое состояние и здоровье  человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации.

       Одним из приоритетов социально-экономического  развития страны и снижения  остроты жилищной проблемы признано  развитие жилищного строительства. Однако в условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, а так же от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

        При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

        При  реализации этой политики государство в качестве инструментов использует:

  1. Льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;
  2. Систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);
  3. Систему регулирования оплаты социального жилья;
  4. Государственные займы на строительство жилых домов;
  5. Субсидирование процентов по кредитам и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;
  6. Жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;
  7. Субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т.д.;

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты в национальной экономике в Республике Беларусь