Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:18, курс лекций
1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности. Основные фундаментальные экономические проблемы. Кривая производственных возможностей
2. Методология экономической теории
3. Рыночная экономика и её основы
нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.
На Рис.11. изображены графики зависимости спроса от дохода при различных значениях эластичности спроса по доходу/
Эластичность
спроса по доходу: а) качественные неэластичные
блага; б) качественные эластичные блага;
в) некачественные блага
Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I спрос на эти блага начинает сокращаться.
Спрос на эластичные блага (например предметы роскоши) до некоторого уровня I отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I сокращается.
Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности E показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:
где DQ — относительное изменение спроса на товар X,
DP — относительное изменение цены на товар Y.
Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:
Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.
Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.
Нулевая
перекрестная эластичность спроса по
цене относится к благам, которые не являются
ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми.
Этот вид перекрестной эластичности спроса
по цене показывает, что потребление одного
блага не зависит от цены на другое.
Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".
Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.
Важным фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.
Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.
Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:
Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара.
Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:
Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). (Рис.15.)
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
В
условиях длительного периода увеличение
спроса приводит к значительному росту
предложения при постоянных ценах или
несущественном повышении цен.
8. Два подхода к анализу потребительского поведения: количественный и порядковый
Перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1. Что купить?
2. Сколько стоит?
3.
Хватит ли денег, чтобы
Чтобы ответить на первый
Эти три проблемы – полезность,
цена и доход – и составляют содержание
теории поведения потребителя.
Теория поведения потребителей
Существует два основных подхода к анализу потребительского поведения:
1. количественный (кардиналистский);
2. порядковый (ординалистский).
Кардиналисткая (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU=F(QA,QB,...,QZ),
где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Однако практика требовала более реалистической теории спроса.
Во-первых, субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах. Во-вторых, вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов: насколько один потребительский набор для него полезнее другого потребительского набора.
Ординалисткая (порядковая) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.
Согласно
этой теории, предельную полезность измерить
невозможно; потребитель измеряет не полезность
отдельных благ, а полезность наборов
благ. Измеримости поддается только порядок
предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской
(порядковой) теории полезности предполагает
упорядочение потребителем своих предпочтений
относительно благ. Потребитель систематизирует
выбор набора благ по уровню удовлетворения.
Например, 1-й набор благ доставляет ему
наибольшее удовлетворение, 2-й набор -
меньшее удовлетворение, 3-й набор - еще
меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно,
подобная систематизация дает представление
о предпочтениях потребителей в отношении
набора благ. Однако она не дает представления
о различиях удовлетворения данными наборами
благ. Иными словами, с практической точки
зрения потребитель может сказать, какой
набор он предпочитает другому, но не может
определить, насколько один набор лучше
другого.
9. Количественный подход к анализу потребительского поведения. Полезность. Совокупная полезность. Функция полезности. Предельная полезность. Потребительский выбор. Критерий правильности потребительского выбора.
Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят:
1. цены на товары;
2. размеры потребительского бюджета.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Полезность, которую потребитель
извлекает из дополнительной
единицы блага, называют
В конце прошлого века ряд экономистов, работавших независимо друг от друга (Джевонс, Менгер и др.), обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага. Впервые этот принцип был сформулирован немецким экономистом в 1854 г. и получил в дальнейшем название первого закона Госсена.