Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:18, курс лекций
1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности. Основные фундаментальные экономические проблемы. Кривая производственных возможностей
2. Методология экономической теории
3. Рыночная экономика и её основы
Представьте себе, что вы только что пришли из бани, предварительно хорошо напарившись, и вас мучает жажда. Вы с огромным наслаждением выпиваете первый стакан ароматного чая, который имеет для вас максимальную полезность, так как интенсивность потребности в этот момент самая высокая. Через пять минут вы выпиваете второй стакан чая. Он вам кажется замечательным, хотя принесенное им удовлетворение не идет ни в какое сравнение с наслаждением, доставленным первым стаканом. Из третьего стакана вы делаете несколько глотков и оставляете его не выпитым до конца, поскольку ваша жажда полностью утолена и, следовательно, полезность чая для вас упала до нуля. Более того, если вы будете продолжать пить чай, то его полезность для вас станет уже отрицательной.
В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей. Если бы такой прибор существовал и, следовательно, потребитель был бы способен измерить в некоторых единицах (ютиль) удовлетворение от потребления определенного количества чая, то результаты его измерений выглядели бы примерно такими, как в данной таблице.
Объем
потребления чая
(количество стаканов) Q |
Предельная
полезность
MU |
Общая полезность
TU |
1 | 10 | 10 |
2 | 7 | 10+7=17 |
3 | 3 | 17+3=20 |
4 | 0 | 20+0=20 |
5 | -4 | 20-4=16 |
Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности. Здесь четко видна обратная зависимость между объемом потребления и предельной полезностью. Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.
Если мы предположим, что благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и полезностью можно выразить на графике с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию. В этом случае предельная полезность есть производная функции общей полезности. Если TU = f(Q), то
а)
предельная полезность; б) общая полезность
Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Отрицательное значение предельной полезности говорит о том, что благо приносит вред (отрезок на графике АВ).
Принцип
убывания полезности лежит в основе
создания ситуации равновесия потребителя.
Допустим, что потребитель удовлетворяет
всего три потребности – А, В, С. Предельная
полезность каждой потребности приведена
в таблице:
Блага | Предельная
полезность
MU |
Цена
P |
Взвешенная
предельная полезность
MU/P |
А | 100 | 10 | 10 |
Б | 80 | 4 | 20 |
С | 45 | 3 | 15 |
Распределение денежных средств не оптимально, так как благо В, взвешенная предельная полезность которого равна 20 приносит наибольшую полезность. Потребитель может перераспределить свой бюджет, чтобы получить больше блага В, отказавшись от одной единицы блага А. при этом предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться.
Перераспределяя
наш доход, мы постараемся достичь
ситуации, при которой наши взвешенные
предельные полезности будут равны:
Блага | Предельная
полезность
MU |
Цена
P |
Взвешенная
предельная полезность
MU/P |
А | 150 | 10 | 15 |
Б | 60 | 4 | 15 |
С | 45 | 3 | 15 |
Условие равновесия потребителя
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция
полезности максимизируется в том
случае, когда денежный доход потребителя
распределяется таким образом, что каждый
последний рубль (доллар, марка, фунт и
т.д.), затраченный на приобретение любого
блага, приносит одинаковую предельную
полезность.
10. Порядковый подход к анализу потребительского поведения. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия. Карта безразличия. Критерий правильности потребительского выбора.
Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого.
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.
Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что либо A > B (A предпочтительнее, чем B), либо B > A, либо A ~ B (A и B равноценны).
Аксиома транзитивности.
Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если A > B > C, или A ~ B > C, или A > B ~ C, то A > C. Если A ~ B ~ C, то A ~ C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», то есть изменились вкусы.
Аксиома ненасыщения.
Если набор A содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор B, но какого-то товара больше, то набор A предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему.
Аксиома независимости потребителя.
Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ им потребляемых и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (приобретается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления).
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.).
Кривая безразличия - график, каждая точка которого представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.
Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка А), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка В) (рис.2). Кривая безразличия представляет всё множество комбинаций молока и булочек, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя полезность.
Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.3).
Свойства кривых безразличия:
1.
Hаборы на кривых безразличия,
более удаленных от начала
координат, обеспечивают
Hа Рис.3. U4 > U3 > U2 > U1
2.
Касательная, проведенная к
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести только одну кривую безразличия.
Рис. 2 Рис. 3
Зона
замещения (субституции) – участок кривой
безразличия, в котором возможна эффективная
замена одного блага другим. (Рис.2) Переходя
от A к B, потребитель сокращает потребление
товара Y на Δy = -2 в обмен на увеличение
товара X на Δx = 2 единицы, но общий уровень
удовлетворения потребителя остается
неизменным. Взаимная замена благ Х и У
имеет смысл только в пределах отрезка
АВ. Вне его замена исключается и два блага
выступают как независимые друг от друга.
Предельной нормой замены благом X блага Y называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.
Кривые
безразличия лишь показывают возможность
замены одного блага другим. Однако
они не определяют, какой именно
набор товаров потребитель
Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py, то бюджетное ограничение может быть записано так: I = PxQx + PyQy. Решив это уравнение относительно Qy, мы получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия показывает максимальное число комбинаций благ, которые потребитель может себе позволить при его заданном доходе и ценах, которые он должен платить. Положение бюджетной линии определяется двумя точками А, В.
Бюджетная линия может смещаться в том или ином направлении:
1.
если равновесная цена
2.
если доходы неизменны, а
3.
если равновесная цена
Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.
Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:
1. потратить весь
доход. Поэтому его не
2. занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Hаборы B1 и B3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора B1 к набору B2 потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность. (Рис.4.)