Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:18, курс лекций
1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности. Основные фундаментальные экономические проблемы. Кривая производственных возможностей
2. Методология экономической теории
3. Рыночная экономика и её основы
2)
полное использование всех
3)
приведение общей структуры
4)
равновесие спроса и
5) свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций;
6)
непрерывное развитие
Равновесие бывает краткосрочным (текущим) и долгосрочным.
Выделяют также идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия – это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели – факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.
Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие. Частичное равновесие – это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие – это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие – это оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность – высшая цель структурной политики общества.
Экономическое равновесие может устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, разрушающий равновесие, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может восстановиться самостоятельно, то равновесие называют неустойчивым.
Нарушение
равновесия означает, что в сферах,
секторах, отраслях экономики отсутствует
сбалансированность. Это приводит к потерям
валового продукта, снижению доходов населения,
появлению инфляции, безработицы.
16. Равновесие на рынке товаров и услуг. Параметры совокупного спроса и совокупного предложения на рынке товаров и услуг. Графическое моделирование равновесия на рынке товаров и услуг.
На рынке равновесие задается равенством сбережений и инвестицией.
Совокупный спрос (англ. aggregate demand) — совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, иностранного сектора и государства. Совокупный спрос не является микроэкономическим параметром, то есть это не просто сумма всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других. Таким образом, данный параметр является спросом всех макроэкономических агентов экономики.
Потребительские
расходы могут быть как автономными (то
есть не зависящими от уровня дохода),
так и, наоборот, зависящими от заработка
и величины предельной нормы потребления
(mpc) (насколько увеличиваются расходы
при каждой дополнительной единице располагаемого
дохода (Yd)). Таким образом,
, где
, где
,
Чистый экспорт также может быть как автономным, так и зависящим, на этот раз, от предельной нормы к импорту (mpm) и уровня совокупного выпуска. Предельная склонность к импорту объясняет, насколько в среднем увеличивается импорт в страну при каждой дополнительной единице совокупного дохода (или реального ВВП).
, где
Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.
Взаимосвязь между двумя моделями: «Кейнсианский крест» — один из самых известных способов изображения совокупного спроса и классическая кривая совокупного спроса.
Классическая модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.
Совокупное предложение (aggregate supply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП). Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг.
Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен.
Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике.
Кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен.
17. Равновесие на рынке денег. Параметры спроса и предложения на рынке денег. Графическое моделирование равновесия на рынке денег.
Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость представлена кривой спроса на деньги Dм.
Кривая общего спроса на деньги Dм обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.
Теоретические модели спроса на деньги
1.
Спрос на деньги и
М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
P — абсолютный уровень цен;
Y — реальный объем производства.
Если преобразовать формулу этого уравнения следующим образом
то мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отншению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dм — величину спроса на деньги, то получим
Из уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
2. Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 считаются абсолютно ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Денежная масса — совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.