Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:18, курс лекций
1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности. Основные фундаментальные экономические проблемы. Кривая производственных возможностей
2. Методология экономической теории
3. Рыночная экономика и её основы
12. Конкурентная среда и поведение производителей. Поведение производителей в условиях совершенной конкуренции. Поведение простого монополиста и осуществляющего ценовую дискриминацию. Модели поведения производителей в условиях олигополии. Поведение производителей в условиях монополистической конкуренции.
Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами. Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения компании, ее планы и политику. Выделяют три основных вида конкуренции:
• функциональную. Такая конкуренция
возникает между разными
• видовую. Этот вид конкуренции возникает между товарами (услугами) одного вида, но имеющими, по крайней мере, одно существенное отличие (например, мотоциклы с различной мощностью двигателя);
• предметную. Конкуренция между
товарами разных
Конкуренция - соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.
Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
Выделяют четыре основных типа структуры рынка:
• совершенная конкуренция. На рынке действует большое количество независимых компаний, ни одна из которых не контролирует существенную долю рынка и не может своей политикой влиять на сложившиеся рыночные цены. Велико количество потребителей (потребители не могут влиять на цены). Товары разных компаний весьма близки по свойствам и качеству. Новые компании достаточно легко могут войти на такой рынок (относительно низкие затраты на вход). Примером рынка, близкого по своей структуре к совершенной конкуренции, является рынок акций крупных компаний, среди акционеров которых много держателей небольших пакетов акций;
На
рынке совершенной конкуренции
действует множество
Основной целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли. Прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж:
П = TR - TC = PQ - TC,
где П - прибыль,
TR - совокупный доход (выручка),
PQ - цена, умноженная на количество произведенной продукции,
TC - совокупные издержки.
Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы по управлению своими делами связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства, то есть такого объема производства, который приносит наибольшую прибыль.
Максимизация прибыли, в частности, происходит при условии, что цена превышает величину средних совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).
Напротив, когда издержки, связанные
с выпуском еще одной единицы
продукции, выше приносимого
Очевидно, что в этих условиях
максимальная прибыль будет
Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Данное правило справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.
Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
MR = MC (P > ATC)
В рыночной экономике в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов. Они находятся в тесной взаимосвязи.
• монополистическая конкуренция. На рынке много продавцов и покупателей. Продавцы предлагают схожие, но не идентичные товары. Компании имеют ограниченную возможность влияния на сложившиеся рыночные цены. В случае существенного увеличения цены на товары компании потребители легко переходят на товары конкурентов (несмотря на некоторые отличия этих товаров от товаров компании). В условиях монополистической конкуренции маркетинговая стратегия фирмы строится, как правило, на основе сегментации рынка. При этом для каждого сегмента разрабатываются отдельные маркетинговые программы и выпускаются специальные модификации продукции. В каждом сегменте производится тщательное позиционирование товара (убеждение потребителей в том, что предлагаемый им товар имеет отличительные особенности, разработанные специально для них, и обладает уникальными преимуществами). Как и в случае совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции вход на рынок новых фирм связан со сравнительно низкими затратами. Монополистическая конкуренция встречается достаточно часто. Примерами могут служить рынки спиртных напитков, некоторых пищевых продуктов и др.;
• олигополистическая конкуренция. Рынок поделен между несколькими крупными компаниями. На таких рынках складывается скорее не ценовая, а технологическая конкуренция. Маркетинговые программы компании сильно зависят от действий конкурентов. Вход новых компаний на рынок затруднен (технологии, используемые конкурентами, защищены патентами и держатся в строгом секрете) и связан с высокими затратами (на создание производства, разработку продукции и т. п.). Характерными примерами олигополистической конкуренции являются рынки автомобилей, электроники и др.;
• чистая монополия. На рынке действует единственная компания. Она самостоятельно определяет цены на свои товары и услуги и полностью контролирует рынок. При этом отсутствуют товары или услуги, которыми потребители могут безболезненно для себя заменить товары и услуги компании-монополиста. Вход на рынок других компаний практически невозможен или крайне затруднен. Как правило, государство стремится не допустить образования монополий, используя для этой цели специальное антимонопольное законодательство. Поведение чистой монополии на рынке несовершенной конкуренции характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.
В условиях несовершенной конкуренции производитель может воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.
Ценовая дискриминация может иметь три вида или степени.
1. Ценовая дискриминация первой степени. Монополист реализует изготовленные товары по максимальным ценам, т. е. по тем, в пределах которых клиент является платежеспособным субъектом. Поэтому весь излишек потребителя как разница между наибольшей ценой, которую субъект готов уплатить, и той, которую он фактически оплатил, полностью находится в руках производителя. Иными словами, покупатель фактически не имеет права выбора и платит совсем не ту сумму, которую готов отдать за потребление, а во много раз ее превышающую.
2.
Ценовая дискриминация второй
степени представляет собой
3.
Ценовая дискриминация третьей
степени подразумевает
13. Основные макроэкономические проблемы. Основные макроэкономические показатели: количественная и ценовая составляющая.
Макроэконо́мика— наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег».
Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:
Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?