Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:18, курс лекций
1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности. Основные фундаментальные экономические проблемы. Кривая производственных возможностей
2. Методология экономической теории
3. Рыночная экономика и её основы
2. Методология экономической теории
Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.
Между методологией науки и ее методами существует значительная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы — инструменты, приемы исследования, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
При изучении своего предмета экономическая теория широко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчленение анализируемого объекта на части и изучение каждой его части отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Индукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частному. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки фактами, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия является частным случаем индукции.
Экономическая наука широко использует такой метод познания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический метод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод научной абстракции предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, являются неизменными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повторяются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от момента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипетии исторического развития и отражает современную структуру явления.
Еще один метод исследования, широко используемый экономической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функциональный анализ. В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером такой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него падает, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргументом, а спрос — функцией. Большинство экономических моделей и принципов можно выразить графически. График является простейшим видом экономико-математического моделирования в двухмерном пространстве. График — изображение зависимости между двумя или более переменными, заданными числами. Графики наиболее наглядно определяют характер взаимоотношений переменных величин. В рамках экономико-математического моделирования широко применяются диаграммы. Диаграмма — рисунок, показывающий соотношение между показателями.
Множество
наук используют в качестве основного
метода познания эксперимент, который
позволяет на практике оценить верность
выдвинутой гипотезы. Экономической
теории широкое использование
этого метода недоступно. Экономический
эксперимент — искусственное воспроизведение
экономического явления в наиболее благоприятных
условиях и дальнейшего практического
применения. Экономические эксперименты
опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать
все их вероятные результаты.
3. Рыночная экономика и её основы
Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Рыночной экономике присущи следующие черты:
- частная собственность;
Разнообразные
виды форм частной собственности
позволяют обеспечить экономическую
самостоятельность и
- свободное предпринимательство;
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
- ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
- конкуренция;
Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
-
ограниченная роль государства.
4. Рыночный спрос. Величина спроса. Цена спроса. Функция спроса. Кривая рыночного спроса. Графическое моделирование изменения величины спроса и изменения спроса.
Спрос - это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и спросом выражается в виде рис. 5.1.
Рис. 5.1. График спроса
P 1 и P 2 - цена
Q 1 и Q 2 - величина спроса
D – спрос
ВЕЛИЧИНА СПРОСА — количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплиментарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
ЦЕНА СПРОСА — 1) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя; 2) цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар. Ц.С. зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.
В наиболее простом случае
функцию спроса выражают
Q d = f ( P )
Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом: , где
a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,
b – зависимость изменения
p – цена на товар.
Знак «минус» показывает, что
функция спроса имеет
Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса.
Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.
Величина (объём) спроса – это конкретное количество товара, которое потребители готовы купить по отдельной конкретной цене. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Например из точки А в точку В при уменьшении цены объём спроса увеличивается. (Рис.5.2).
Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.
Например,
увеличение денежных доходов потребителей
(при отсутствии инфляции) означает повышение
спроса, то есть сдвиг кривой D в положение
D1. При этом спрос может возрастать быстрее
или медленнее роста дохода в зависимости
от качества товара, его места в бюджете
потребителя и ряда других свойств, которые
будут выяснены позже.
Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.( Рис. 5.3.)
Кривая спроса, показывает как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цен на товар. Движение по кривой спроса называется изменением объема спроса и представляет собой изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены.