Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:18, доклад
Рассмотрены основные модели человека в западной экономической теории от периода Адама Смита до наших дней. Изложены главные направления модификации исходной модели человека: неоклассический подход и альтернативы неоклассическим моделям. Обосновывается необхо-димость специализации исследовательских подходов к экономическим проблемам, характеризующимся различной степенью рациональности экономического субъекта.
Прежде всего, остановимся на целях и мотивах хозяйственной деятельности. В маржиналистских теориях они могут быть сведены, в достаточно широком смысле, к "удовлетворению потребностей путем потребления". С насыщением потребности энергия, направленная на ее удовлетворение, начинает ослабевать. Не таков предприниматель. Чем больше благ он имеет, тем больше стремится их приобрести. Ничем не ограниченное приобретение благ, не связанное с чувством удовлетворения от их потребления, - вот цель предпринимателя, согласно Шумпетеру. Предпринимательская деятельность не дает наслаждаться покоем лицу, создавшему себе для этого вполне достаточные материальные условия. Приобретение благ предпринимателем удовлетворяет, во-первых, его потребности в господстве, власти, влиянии. Во-вторых, предпринимателем движет воля к победе: желание борьбы плюс стремление к успеху как таковому. Наконец, третий мотив, в силу которого предприниматель занимается своей нелегкой работой, экономическая теория привыкла относить не к целям, а к неприятным, но неизбежным средствам их достижения.
В связи с тем, что удовольствия
от потребления не являются основной
целью предпринимателя, а затраты
труда - вынужденным средством ее
достижения, для него теряет всякий
смысл основной принцип деятельности
гедониста-оптимизатора - соизмерение
ожидаемых удовольствий и тягот
труда, позволяющее выбрать
Что касается интеллекта предпринимателя, то он также сильно отличается от универсальной оптимизационной машины.
Интеллект Шумпетеровского предпринимателя сильно ограничен и избирателен: он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не дает основному субъекту экономического развития предаваться долгим колебаниям, сравнивая много различных вариантов достижений своей цели.
Важнейшим свойством предпринимателя является его чутье, интуиция, которой он возмещает неизбежный во всяком новом деле.
Наконец, предприниматель должен обладать сильной волей. Во-первых, это нужно для того, чтобы побороть инерцию своего мышления. Во-вторых, воля помогает предпринимателю преодолеть сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм, иерархических государственных структур. Ф. Найт связал предпринимательскую функцию и прибыль с беспрецедентным характером каждого нового предприятия, который не дает возможности опираться на прошлый опыт и знать вероятность того или иного исхода. Возникающий при этом излишек прибылей над убытками всецело принадлежит тем, кто в условиях такой неопределен-ности спроса берет обязательство выплачивать своим наемным рабочим фиксированный доход.
Основными качествами профессионального предпринимателя, по Найту, является хорошо тренированная интуиция, а также вера в правоту своих суждений и решимость доказывать эту правоту, рискуя собственным капиталом.
Переходя к современным теориям предпринимателя, имеет смысл вначале отграничить эту область экономической науки от уже рассмотренных нами теорий фирмы. Эта граница существует и представляет самостоятельный интерес. В рамках различных подходов существуют, как правило, либо теория фирмы, либо теория предпринимателя (предприятия). Большое значение имеет здесь, на наш взгляд, то, какой видит экономическую систему данное направление - статической или, по крайней мере, устойчивой структурой либо динамическим процессом, протекающим во времени.
Во вневременной теории общего равновесия нет не только предпринимателя, но и фирмы.
В других подотраслях традиционной неоклассики, также тяготеющих к статическому анализу, фирма присутствует как условная точка принятия решений, а предпринимателя нет вовсе, за исключением тех случаев, когда предпринимательские способности рассматриваются как один из производственных ресурсов и трактуются соответственно. Из менее абстрактных подходов институционализм, который делает акцент на преемственности, относительной устойчивости институтов, в том числе и способов человеческого поведения, также разрабатывает теорию фирмы и не уделяет внимания предпринимателю, а если уделяет, то понимает его в чисто юридическом смысле. Напротив, неоавстрийская школа и радикальные субъективисты, которые подчеркивают значение в экономике новшеств, изменений, ее непредсказуемость, с позиций прошлого опыта, с удовольствием занимаются проблемой предпринимателя, а фирму понимают как результат его деятельности, институциональное оформление предприятия в собственном смысле этого слова.
Тема предпринимательства заняла центральное место в работах ведущего представителя "радикального субъективизма" Дж. Шэкла, посвятившего специальные исследования роли времени в экономической теории. Шэкл развивает теорию предпринимателя в направлении, указанном Кантильоном и Найтом. Первостепенное значение имеет неопределенность будущего, при которой мы сталкиваемся не с известным набором вероятностей, сумма которых равна единице, а с субъективно определяемыми степенями возможности того или иного события. Такая неопределенность открывает простор для воображения и творчества и для ответственного выбора в полном смысле этого слова.
Развитое воображение
не только помогает предпринимателю
придумывать новые комбинации, но
и снижает ту субъективную степень
риска и неопределенности, которая
живет в его сознании и влияет
на его действия. Соответственно предприниматель
выполняет две основные функции:
несет бремя неопределенности и
принимает ответственные
Понятие предпринимателя играет главную роль и в теориях неоавстрийской школы, унаследовавшей традиции Ф. Визера. Для Мизеса, Хайека и их последователей рынок, конкуренция - это в первую очередь предпринимательский процесс.
В реальной экономике, по мнению Л. Мизеса, предпринимателем является каждый. Для специфической категории людей, "более инициативных, предприимчивых и зорких, чем средний уровень толпы", Мизес предложил использовать другой термин: учредитель ("promoter"). Мизес подчеркивал, что прибыль или убыток предпринимателя - это продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в капитале: неверная идея приведет к убытку, несмотря на затраты капитала. Более развитую "австрийскую" теорию предпринимательской функции создал специализировавшийся в данной области ученик Мизеса И. Кирцнер. В отличие от Шэкла, он связывает предпринима-тельскую деятельность не с разрушением равновесия, как Шумпетер, а с движением к равновесию. Естественно, что реальная рыночная экономика постоянно находится в неравновесии. Информация в ней не бывает полной и равномерно распределенной, а поэтому человек, обладающий повышенной "чуткостью" (alermess) к возможностям извлечения прибыли, может заработать на арбитражных сделках. Свою функцию предприниматель (по Кирцнеру) может выполнить, не имея собственного капитала и даже особого воображения. Достаточно просто раньше других заметить валяющуюся на улице десятидолларовую бумажку и быстро поднять ее - такой аналогией Кирцнер обычно поясняет сущность предпринимательства в своей трактовке.
Различные теории предпринимательской
функции, которые были упомянуты
выше, в принципе не противоречат друг
другу. Взаимодополняющими являются, как
правило, и содержащиеся в них
требования к личности предпринимателя.
Это свидетельствует о том, что
предприниматели действительно
образуют довольно четко очерченный
психологический тип.
В области предпринимательской мотивации
особое значение имеет "потребность
в достижениях", впервые описанная американским
психологом Д. Макклеландом. Потребность
в достижениях, по его определению, это
желание хорошо себя проявить в конкурентной
ситуации, где результаты индивидуальных
усилий могут быть объективно измерены;
это свойство человека, заставляющее его
придавать главное значение формальному
успеху, победе, а не содержательному их
наполнению. Человек, максимизирующий
удовлетворение своих потребностей, ориентируется
на конечный результат (потребление); человек,
испытывающий потребность в достижениях,
- на промежуточный. Его цели: 1) сделать
лучше другого; 2) сделать так, чтобы это
соответствовало собственному критерию
качества или превосходило его; 3) сделать
что-либо уникальное;
4) продвинуться в карьере. Отсюда и принципиальная
безграничность его стремлений.
Итак, теорию предпринимателя
и предпринимательской функции
не без оснований можно отнести
к некоему заповеднику
Подход Шульца к предпринимателю очень напоминает описанную выше теорию Кирцнера. Шульц стремится свести это таинственное свойство к действию некоторых объективных количественно измеримых факторов, к которым можно применить логику рациональной максимизации. Это достаточно типичная для неоклассики попытка замкнуть объективные переменные друг на друга, обойдя посредующие психологические переменные.
Однако в целом проблема предпринимателя действительно находится на крайнем психологическом фланге экономических проблем, и поэтому в наименьшей степени поддается формализации в рамках неоклассического подхода.
Таким образом, проанализированный материал дает возможность сделать два основных вывода. Во-первых, в рамках каждой из рассмотренных проблем есть разные аспекты, которые можно анализировать с помощью и рационалистических, и психологических моделей человека. Во-вторых, просматривается возможность проранжировать все экономические проблемы по удельному весу рационального поведения, а, значит, и определить специализацию исследовательских подходов, характеризующихся различной степенью рациональности экономического субъекта.
В целом эту специализацию,
видимо, можно определить так: при
анализе более эффективных