Экономическое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:18, доклад

Краткое описание

Рассмотрены основные модели человека в западной экономической теории от периода Адама Смита до наших дней. Изложены главные направления модификации исходной модели человека: неоклассический подход и альтернативы неоклассическим моделям. Обосновывается необхо-димость специализации исследовательских подходов к экономическим проблемам, характеризующимся различной степенью рациональности экономического субъекта.

Файлы: 1 файл

История западной экономической мысли.docx

— 173.22 Кб (Скачать)

Если производители правильно  распознают общее номинальное повышение  цен, то никакой шок, возникший от увеличения массы денег в обращении, не сможет оказать влияние на реальные экономические показатели. Поэтому  Лукас вносит в свою рабочую модель человека важную модификацию: экономические субъекты вначале не могут отличать чисто номинальное инфляционное повышение цен на свою продукцию от роста относительных цен на нее.

Предполагается, что производители  полностью осведомлены о соотношении  спроса и предложения в своей  отрасли, но им неизвестно движение денежной массы и, следовательно, общего уровня цен по всей экономике. Таким образом, при всяком росте цен на свой товар, производители считают, что растут относительные цены и увеличивают  как занятость, так и инвестиции.

Содержание теории Лукаса можно себе представить как некий синтез монетаристской теории цикла М. Фридмена с теми концепциями экономического цикла, которые выводят его из нехватки информации о текущем состоянии всей экономики и о будущих событиях. Новым элементом в ней следует назвать именно специфическую модель экономического субъекта, которая является связующим звеном между монетарными и реальными процессами.

Модель противоречит не только некоторым фактам экономической  жизни, но и самой концепции "рациональных ожиданий", исповедуемой Лукасом. В самом деле, экономический субъект должен оптимально использовать имеющуюся у него информацию, которая, по условию лукасовской модели цикла, является ограниченной. Лукас доказывает, что производителю невыгодно "специализироваться на сборе информации о всей экономике и о ходе экономического цикла", поскольку издержки по сбору информации якобы слишком высоки. Однако этот довод не выдерживает критики: информация о цикле слишком важна для каждого предпринимателя, чтобы жалеть силы и средства на ее приобретение. Косвенное свидетельство этого - процветание многочисленных фирм, составляющих прогнозы конъюнктуры и даже обобщающих чужые прогнозы. Кроме того, за движением циклических индикаторов в наши дни можно следить по всем средствам массовой информации.

Лукас отстаивает тезис о его полной неэффективности, вызванной тем, что экономические субъекты достаточно рациональны, чтобы распознать чисто инфляционный характер роста цен в результате увеличения государственных расходов. Но если предположить, что экономические субъекты не обращают внимания на цикл и не умеют обучаться на своем опыте, то антициклическая политика государственных расходов может быть весьма эффективной. Для этого достаточно только производить новые монетарные шоки в нужный момент, не допуская затухания прошлого подъема.

Внутренняя противоречивость той психологии, побудила других теоретиков к созданию других рационалистических вариантов, известных под названием "модели реального цикла". Эти  модели не что иное, как попытка  соединить детерминистский циклический  механизм с простейшей, наиболее абстрактной  версией исходной модели рационального максимизатора. Эти модели описывают цикл, как оптимальную реакцию на экзогенные шоки на самом абстрактном уровне.

В итоге, видимо, можно сделать  вывод о том, что область теории цикла в меньшей степени, чем  рассмотренные в предыдущих параграфах этой главы отрасли экономических  исследований, освоены неоклассической  парадигмой. Во-первых, это объясняется  макроэкономическим характером данной проблемы, - на макроуровне возможность абстрагироваться от различных институциональных реалий гораздо меньше, чем на микроуровне. Во-вторых, как уже было сказано, цикл связан с резкими изменениями поведения, с передумыванием, которое очень трудно встроить в рационалистическую модель человека.

 

Теории  предпринимателя и предпринимательской  функции

В экономической науке  существует своеобразная отрасль, которую  можно назвать теорией предпринимателя. Термин "предприниматель" употребляется  здесь не в привычном, обыденном  смысле (собственник какой-либо фирмы), а понимается как теоретическая  категория, обозначающая субъекта, который  выполняет в экономике определенную специфическую функцию. На долю предпринимательской  функции остается тот ясно ощутимый, но с трудом облекаемый в научные  понятия компонент, который присутствует в поведении каждого предприятия  помимо или сверх объективной логики капитала.

Анализ предпринимательской  функции в экономической системе  ведется на такой ступени абстракции, где невозможно ограничиться описанием  объективных закономерностей и  отвлечься от субъективного, личностного  начала.

Таким образом, предприниматель  в анализируемых нами теориях - это  тип человека, который в силу специфических  свойств своей личности может выполнять в экономике особую роль.

Однако специальная теория предпринимателя не получила в западной экономической науке всеобщего  распространения. Она существует лишь в виде относительно небольшого анклава, находящегося за пределами магистральной  линии развития экономической теории.

Следует отметить, что в  рамках этого анклава уживаются  различные концепции предпринимательской  функции и личности предпринимателя. К их краткому историческому обзору мы сейчас и переходим.

Теория предпринимателя  и предпринимательской функции  возникла и получила наибольшее развитие во Франции и Германии - странах, где развитие капитализма не зашло  настолько далеко, как в Англии, и поведение предпринимателя  еще не стало привычным.

Первым, кто ввел понятие "предприниматель" в экономическую  теорию, был Р. Кантильон (1680-1734). По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, имеющий ренту. Приобретая чужие товары (производственные и потребительские) по известной цене и выплачивая земельным собственникам фиксированные подати, он надеется продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной в силу природной или рыночной неопределенности. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя, функция которого состоит, как можно догадаться, в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Более того, руками предпринимателей осуществляются, согласно Кантильону, все происходящие в обществе процессы производства и обмена.

Следующей вехой в развитии теории предпринимателя является знаменитый труд Ж.-Б. Сэя "Трактат политической экономии" (1803 г). (Жан Батист Сэй - французский экономист, сторон-ник принципа свободы торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь, автор теории трех факторов производства). Сэй делил процесс производства на три стадии: научную, предпринимательскую и собственно производственную. Если на первой стадии главную роль играют ученые, то на второй и третьей - на первый план выступает предприниматель.

Ж.-Б. Сэй определял его как "лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт". По Сэю, в функции предпринимателя входят соединение факторов производства, сбор информации и накопление необходимого опыта, принятие решения и организация производственного процесса.

В отличие от Кантильона, Сэй стремился к определению предпринимателя как управляющего и координатора факторов производства. Однако у него тоже прослеживается выделение специфических функций, отделяющих предпринимателя от капиталиста и менеджера.

Здесь особенно важными представляются настойчивые указания Сэя на творческий экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством. Здесь явно просматривается различие функций предпринимателя и "простого управляющего". С другой стороны, Сэй подчеркивает, что прибыль предпринимателя состоит из двух частей: "прибыли от промышленности" и "прибыли с капитала". Кроме того, предприниматель, согласно Сэю, извлекает выгоду и из посредничества, поскольку знает то, чего не знают другие участники хозяйственного процесса. Неудивительно, что многозначный термин "предприниматель" (entrepreneur) при переводе Сэя на английский язык звучал по-разному: "торговец" (merchant), "работодатель" (employer), "авантюрист" (adventurer).

Важное значение придавали феномену предпринимательства и такие немецкие экономисты, как Й. Тюнен и Х. Мангольдт, в традиции Кантильона видевшие сущность предпринимательской функции и источник соответствующих доходов в неустранимой и не подлежащей страховке неопределенности.

Что же касается английской классической школы, то она не создала  своей теории предпринимателя, ограничившись  отождествлением его с капиталистом на более абстрактном и с управляющим  на более конкретном уровне анализа.

Диаметрально противоположным  был подход к феномену предпринимательства  немецкой исторической школы - известного оппонента английских классиков. Подчеркивая  важность духовных, моральных начал  экономической деятельности, представители  исторической школы не могли пройти мимо фигуры предпринимателя, связывающего воедино материальную и духовную сторону жизни общества.

Г. Шмоллер, М. Вебер и В. Зомбарт внесли весомый вклад в теорию предпринимателя, понимаемого как смелый новатор, разрушающий стабильные структуры прошлого. Естественно, при этом много внимания было уделено социальным, религиозным, этическим основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя. Так, М. Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя.

Своеобразен подход к проблеме предпринимателя В. Зомбарта, который различал внутри буржуа два враждующих начала: "предпринимательский дух" (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убеждать клиентов, завоевывать их доверие) и "бюргерский" (гражданский) дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели).

Предприниматель (по Зомбарту) – это, во-первых, "завоеватель", во-вторых, "организатор" и, в-третьих, торговец; это человек, одержимый фаустовской жаждой действия и страстью к деньгам, присущей героям "Песни о нибелунгах". Зомбарт указал на подчинение всей жизни предпринимателя интересам его дела (Geschaft), которое вытесняет из нее человеческие отношения, любовь и пр. Фактически это очень напоминает марксистский тезис об отчуждении, применимый, как известно, не только к рабочим, но и к буржуа. Есть, однако, одно важное различие: "дело" Зомбарта нетождественно капиталу. Иногда в интересах капитала капиталисту следует покинуть «терпящую бедствие» компанию и заняться чем-нибудь другим. Настоящий предприниматель так не поступит, и Зомбарт сочувственно цитирует известного бизнесмена и государственного деятеля Вальтера Ратенау, который говорил о том, что человек, главным интересом которого является стремление к прибыли, никогда не сможет стать крупным предпринимателем.

В целом подход немецкой исторической школы внес в теорию предпринимателя новые моменты. Это, в первую очередь, акцент на новаторскую, творческую функцию предпринимателя, придающую динамику всей экономической  системе.

В теориях Джевонса и Вальраса предпринимателей нет и быть не может. Сложнее обстоит дело с австрийской школой, которая, начиная с Менгера, стремилась анализировать экономику не как статическое состояние, а как процесс, происходящий во времени, подчеркивала информационную ограниченность экономического субъекта. Из основателей австрийской школы уделить внимание предпринимательству смог только Визер, давший, вероятно, наиболее длинное в истории определение предпринимателя: "Предприниматель распоряжается в соответствии с законом. Он - полноправный лидер. Он - юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производства, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя или арендатора. Он - работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим - как в теоретических, так и в коммерческих вопросах". Из множества свойств, которыми должен обладать предприниматель, Визер выделяет предприимчивость, которая предполагает "зоркий глаз", улавливающий все изменения деловой жизни и "силу, позволяющую ему устроить свое дело в соответствии с этими изменениями". Называет он смелость, с которой предприниматель идет на риск, но подчеркивает, что речь идет не о бесшабашной удали или азарте, а о "радостной воле к созиданию".

Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому. Эта деятельность заключается в осуществлении "новых комбинаций", основными видами которых являются:

1) изготовление нового, неизвестного  потребителям блага; 2) открытие новых  способов производства (технологий) и коммерческого использования  уже существующих благ; 3) освоение  новых рынков сбыта; 4) освоение  новых источников сырья; 5) изменение  структуры отрасли, например создание  своей или подрыв чужой отраслевой  монополии.

Предпринимателем у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается.

Отличает шумпетеровского предпринимателя от других то, что он не рискует, так как не является собственником и покупает необходимые ему факторы производства за счет кредита, которые предоставляют рискующие капиталисты. Экономическую функцию предпринимателя Шумпетер тесно связывает с особенностями его личности.

Информация о работе Экономическое поведение