Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:18, доклад
Рассмотрены основные модели человека в западной экономической теории от периода Адама Смита до наших дней. Изложены главные направления модификации исходной модели человека: неоклассический подход и альтернативы неоклассическим моделям. Обосновывается необхо-димость специализации исследовательских подходов к экономическим проблемам, характеризующимся различной степенью рациональности экономического субъекта.
Если производители правильно распознают общее номинальное повышение цен, то никакой шок, возникший от увеличения массы денег в обращении, не сможет оказать влияние на реальные экономические показатели. Поэтому Лукас вносит в свою рабочую модель человека важную модификацию: экономические субъекты вначале не могут отличать чисто номинальное инфляционное повышение цен на свою продукцию от роста относительных цен на нее.
Предполагается, что производители
полностью осведомлены о
Содержание теории Лукаса можно себе представить как некий синтез монетаристской теории цикла М. Фридмена с теми концепциями экономического цикла, которые выводят его из нехватки информации о текущем состоянии всей экономики и о будущих событиях. Новым элементом в ней следует назвать именно специфическую модель экономического субъекта, которая является связующим звеном между монетарными и реальными процессами.
Модель противоречит не только некоторым фактам экономической жизни, но и самой концепции "рациональных ожиданий", исповедуемой Лукасом. В самом деле, экономический субъект должен оптимально использовать имеющуюся у него информацию, которая, по условию лукасовской модели цикла, является ограниченной. Лукас доказывает, что производителю невыгодно "специализироваться на сборе информации о всей экономике и о ходе экономического цикла", поскольку издержки по сбору информации якобы слишком высоки. Однако этот довод не выдерживает критики: информация о цикле слишком важна для каждого предпринимателя, чтобы жалеть силы и средства на ее приобретение. Косвенное свидетельство этого - процветание многочисленных фирм, составляющих прогнозы конъюнктуры и даже обобщающих чужые прогнозы. Кроме того, за движением циклических индикаторов в наши дни можно следить по всем средствам массовой информации.
Лукас отстаивает тезис о его полной неэффективности, вызванной тем, что экономические субъекты достаточно рациональны, чтобы распознать чисто инфляционный характер роста цен в результате увеличения государственных расходов. Но если предположить, что экономические субъекты не обращают внимания на цикл и не умеют обучаться на своем опыте, то антициклическая политика государственных расходов может быть весьма эффективной. Для этого достаточно только производить новые монетарные шоки в нужный момент, не допуская затухания прошлого подъема.
Внутренняя противоречивость
той психологии, побудила других теоретиков
к созданию других рационалистических
вариантов, известных под названием
"модели реального цикла". Эти
модели не что иное, как попытка
соединить детерминистский
В итоге, видимо, можно сделать вывод о том, что область теории цикла в меньшей степени, чем рассмотренные в предыдущих параграфах этой главы отрасли экономических исследований, освоены неоклассической парадигмой. Во-первых, это объясняется макроэкономическим характером данной проблемы, - на макроуровне возможность абстрагироваться от различных институциональных реалий гораздо меньше, чем на микроуровне. Во-вторых, как уже было сказано, цикл связан с резкими изменениями поведения, с передумыванием, которое очень трудно встроить в рационалистическую модель человека.
Теории
предпринимателя и
В экономической науке
существует своеобразная отрасль, которую
можно назвать теорией
Анализ предпринимательской
функции в экономической
Таким образом, предприниматель в анализируемых нами теориях - это тип человека, который в силу специфических свойств своей личности может выполнять в экономике особую роль.
Однако специальная теория предпринимателя не получила в западной экономической науке всеобщего распространения. Она существует лишь в виде относительно небольшого анклава, находящегося за пределами магистральной линии развития экономической теории.
Следует отметить, что в
рамках этого анклава уживаются
различные концепции
Теория предпринимателя и предпринимательской функции возникла и получила наибольшее развитие во Франции и Германии - странах, где развитие капитализма не зашло настолько далеко, как в Англии, и поведение предпринимателя еще не стало привычным.
Первым, кто ввел понятие "предприниматель" в экономическую теорию, был Р. Кантильон (1680-1734). По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, имеющий ренту. Приобретая чужие товары (производственные и потребительские) по известной цене и выплачивая земельным собственникам фиксированные подати, он надеется продать свои товары по цене более высокой, но пока ему неизвестной в силу природной или рыночной неопределенности. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя, функция которого состоит, как можно догадаться, в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Более того, руками предпринимателей осуществляются, согласно Кантильону, все происходящие в обществе процессы производства и обмена.
Следующей вехой в развитии теории предпринимателя является знаменитый труд Ж.-Б. Сэя "Трактат политической экономии" (1803 г). (Жан Батист Сэй - французский экономист, сторон-ник принципа свободы торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь, автор теории трех факторов производства). Сэй делил процесс производства на три стадии: научную, предпринимательскую и собственно производственную. Если на первой стадии главную роль играют ученые, то на второй и третьей - на первый план выступает предприниматель.
Ж.-Б. Сэй определял его как "лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт". По Сэю, в функции предпринимателя входят соединение факторов производства, сбор информации и накопление необходимого опыта, принятие решения и организация производственного процесса.
В отличие от Кантильона, Сэй стремился к определению предпринимателя как управляющего и координатора факторов производства. Однако у него тоже прослеживается выделение специфических функций, отделяющих предпринимателя от капиталиста и менеджера.
Здесь особенно важными представляются настойчивые указания Сэя на творческий экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством. Здесь явно просматривается различие функций предпринимателя и "простого управляющего". С другой стороны, Сэй подчеркивает, что прибыль предпринимателя состоит из двух частей: "прибыли от промышленности" и "прибыли с капитала". Кроме того, предприниматель, согласно Сэю, извлекает выгоду и из посредничества, поскольку знает то, чего не знают другие участники хозяйственного процесса. Неудивительно, что многозначный термин "предприниматель" (entrepreneur) при переводе Сэя на английский язык звучал по-разному: "торговец" (merchant), "работодатель" (employer), "авантюрист" (adventurer).
Важное значение придавали феномену предпринимательства и такие немецкие экономисты, как Й. Тюнен и Х. Мангольдт, в традиции Кантильона видевшие сущность предпринимательской функции и источник соответствующих доходов в неустранимой и не подлежащей страховке неопределенности.
Что же касается английской
классической школы, то она не создала
своей теории предпринимателя, ограничившись
отождествлением его с
Диаметрально противоположным был подход к феномену предпринимательства немецкой исторической школы - известного оппонента английских классиков. Подчеркивая важность духовных, моральных начал экономической деятельности, представители исторической школы не могли пройти мимо фигуры предпринимателя, связывающего воедино материальную и духовную сторону жизни общества.
Г. Шмоллер, М. Вебер и В. Зомбарт внесли весомый вклад в теорию предпринимателя, понимаемого как смелый новатор, разрушающий стабильные структуры прошлого. Естественно, при этом много внимания было уделено социальным, религиозным, этическим основам предпринимательства и субъективным свойствам предпринимателя. Так, М. Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя.
Своеобразен подход к проблеме предпринимателя В. Зомбарта, который различал внутри буржуа два враждующих начала: "предпринимательский дух" (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убеждать клиентов, завоевывать их доверие) и "бюргерский" (гражданский) дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели).
Предприниматель (по Зомбарту) – это, во-первых, "завоеватель", во-вторых, "организатор" и, в-третьих, торговец; это человек, одержимый фаустовской жаждой действия и страстью к деньгам, присущей героям "Песни о нибелунгах". Зомбарт указал на подчинение всей жизни предпринимателя интересам его дела (Geschaft), которое вытесняет из нее человеческие отношения, любовь и пр. Фактически это очень напоминает марксистский тезис об отчуждении, применимый, как известно, не только к рабочим, но и к буржуа. Есть, однако, одно важное различие: "дело" Зомбарта нетождественно капиталу. Иногда в интересах капитала капиталисту следует покинуть «терпящую бедствие» компанию и заняться чем-нибудь другим. Настоящий предприниматель так не поступит, и Зомбарт сочувственно цитирует известного бизнесмена и государственного деятеля Вальтера Ратенау, который говорил о том, что человек, главным интересом которого является стремление к прибыли, никогда не сможет стать крупным предпринимателем.
В целом подход немецкой исторической школы внес в теорию предпринимателя новые моменты. Это, в первую очередь, акцент на новаторскую, творческую функцию предпринимателя, придающую динамику всей экономической системе.
В теориях Джевонса и Вальраса предпринимателей нет и быть не может. Сложнее обстоит дело с австрийской школой, которая, начиная с Менгера, стремилась анализировать экономику не как статическое состояние, а как процесс, происходящий во времени, подчеркивала информационную ограниченность экономического субъекта. Из основателей австрийской школы уделить внимание предпринимательству смог только Визер, давший, вероятно, наиболее длинное в истории определение предпринимателя: "Предприниматель распоряжается в соответствии с законом. Он - полноправный лидер. Он - юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производства, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя или арендатора. Он - работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим - как в теоретических, так и в коммерческих вопросах". Из множества свойств, которыми должен обладать предприниматель, Визер выделяет предприимчивость, которая предполагает "зоркий глаз", улавливающий все изменения деловой жизни и "силу, позволяющую ему устроить свое дело в соответствии с этими изменениями". Называет он смелость, с которой предприниматель идет на риск, но подчеркивает, что речь идет не о бесшабашной удали или азарте, а о "радостной воле к созиданию".
Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому. Эта деятельность заключается в осуществлении "новых комбинаций", основными видами которых являются:
1) изготовление нового, неизвестного
потребителям блага; 2) открытие новых
способов производства (технологий)
и коммерческого использования
уже существующих благ; 3) освоение
новых рынков сбыта; 4) освоение
новых источников сырья; 5) изменение
структуры отрасли, например
Предпринимателем у Шумпетера имеет право называться только тот, кто занимается активной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается.
Отличает шумпетеровского предпринимателя от других то, что он не рискует, так как не является собственником и покупает необходимые ему факторы производства за счет кредита, которые предоставляют рискующие капиталисты. Экономическую функцию предпринимателя Шумпетер тесно связывает с особенностями его личности.