Экономическое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:18, доклад

Краткое описание

Рассмотрены основные модели человека в западной экономической теории от периода Адама Смита до наших дней. Изложены главные направления модификации исходной модели человека: неоклассический подход и альтернативы неоклассическим моделям. Обосновывается необхо-димость специализации исследовательских подходов к экономическим проблемам, характеризующимся различной степенью рациональности экономического субъекта.

Файлы: 1 файл

История западной экономической мысли.docx

— 173.22 Кб (Скачать)

Фридмен отвергает концепцию жизненного цикла, близкую его собственной. Во-первых, он считает, что нет никаких оснований полагать, что в среднем за жизнь сумма временных доходов должна быть приравнена к нулю. Во-вторых, что для нас еще важнее, он не считает необходимым заранее постулировать, что потребители разделяют свои доходы и расходы на две части.

Как и Модильяни, Фридмен предложил аппроксимировать изобретенную им переменную (постоянный доход) с помощью текущего дохода и средневзвешенной величины прошлого дохода. Но если Модильяни производил замену неуловимой теоретической категории на осязаемую статистическую переменную до оценивания и апеллировал лишь к соображениям здравого смысла, то Фридмен вначале оценивал влияние некоторого фактора под условным наименованием "постоянный доход", а затем определял возможных заместителей этого искусственно сконструированного ряда методом наименьших квадратов.

При всей разнице методологических приемов Фридмена и Модильяни  их модели очень похожи по виду и по выводам: на потребление влияет лишь нормальный доход, разница между фактическим и нормальным сберегается. Как представляется, здесь мы имеем дело с характерной для макроэконометрических исследований относительной независимостью теории от принятых поведенческих предпосылок, о которой мы говорили в прошлой главе. Поэтому даже наиболее рационалистические теории потребительской функции на стадии оценивания используют рабочую модель человека, далекую от абсолютно рациональной оптимизации.

В заключение мы рассмотрим теорию, которая пытается синтезировать  микро- и макроэкономические, а также  социологические подходы к проблемам  потребления. Эта теория принадлежит  американскому экономисту Дж. Катоне. Катона делит все потребительские расходы и сбережения на обязательные (контрактные) и необязательные (дискреционные). Первая группа не представляет большого теоретического интереса, так как осуществляется по привычке и зависит только от размеров дохода.

Гораздо интереснее, с точки  зрения Катоны, дискреционные виды покупок и сбережения. Решения по их поводу случаются относительно редко, и на них влияют не только объективные факторы (доходы, процент по потребительскому кредиту), но и совокупность психологических переменных, которые Катона назвал промежуточными в том смысле, что всякое воздействие объективных экономических факторов на потребление и сбережение идет только через них. Состояние промежуточных психологических переменных можно измерить с помощью массовых опросов, результаты которых подытоживает индекс потребительских настроений.

Потребительская функция  Катоны, в которой влияние дохода дополняется уровнем потребительских настроений, была предназначена в первую очередь для объяснения и прогнозирования циклического движения потребительских расходов и поэтому будет подробнее рассмотрена далее.

 

Теория  экономического цикла

Западные теории экономического цикла достаточно хорошо проанализированы в советской экономической литературе. (Теория экономического цикла - это теория, согласно которой периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике объясняются колебаниями денежного обращения и кредита). Это позволяет нам подробно не излагать содержание различных концепций, а остановиться лишь на допущениях их авторов, касающихся человеческой природы и человеческого поведения.

Можно выделить основные типы экономических субъектов, поведение  которых важно, с точки зрения теорий цикла. Это прежде всего производители-инвесторы, торговцы-спекулянты потребители и банкиры. Как правило, главную роль в каждой теории играет деятельность кого-либо одного из них, но это отнюдь не исключает дополнительных усилий других героев.

Существует множество  различных классификаций теории цикла. Разделим всю эту совокупность на детерминистские, субъективно-психологические и субъективно-рационалистические.

А. Детерминистские  концепции. Первая группа предполагает, что цикличность в поведении экономических субъектов полностью обусловлена объективными факторами (различными в отдельных теориях), так или иначе действующими на норму прибыли - главный мотив любого производства. В основе этих теорий лежит концепция "экономического человека" английской классической школы, согласно которой человек ищет, где лучше, ясно сознает свою выгоду, но не обладает никакой сверхпроницательностью, или полной информацией. Такого рода теории господствовали до победы маржиналистской революции.

Наиболее ярким представителем этой группы является теория циклов и  кризисов в "Капитале" Маркса. Как  известно, абстрактные возможности  кризиса Маркс выводил еще  из функций денег. Однако конкретная теория кризисов может быть выведена «лишь из реального движения капиталистического производства, конкуренции и кредита».

Капитал - главный герой  политэкономии Маркса. Его потребности  в безграничном расширении, смене  функциональных форм, наиболее прибыльном приложении, по сути дела, объясняют  устройство всего механизма капиталистической  системы хозяйства.

Кризис перепроизводства Маркс объясняет тем, что относительное  сужение платежеспособного спроса делает дальнейшее расширение производства неприбыльным. Полностью логическая цепочка выглядит так: увеличение прибавочной  стоимости одновременно ограничивает совокупный платежеспособный спрос  и повышает органическое строение капитала. Первое ведет к сокращению массы, а второе - нормы прибыли. Такова детерминистская схема, объясняющая  сущность экономических кризисов в "Капитале".

В целом, как подчеркивал  К. Маркс, спекулятивные операции играют в механизме экономического цикла  ограниченную роль. Ведь даже если абстрагироваться от огромного количества "дутых  операций", останутся "действительные купли и продажи, расширение которых  далеко за пределы общественной потребности  лежит в основе всего кризиса".

Б. Субъективно-психологические  концепции. Субъективно-психологические концепции цикла исходят из того, что специфически психологические факторы играют в механизме цикла важную и даже главенствующую роль. При этом они не сводят их полностью к действию объективных причин, а наделяют самостоятельным значением. Можно выделить несколько разновидностей психологических концепций цикла, которые отличаются друг от друга тем, что делают акцент на поведении различных субъектов капиталистической экономики.

1. Спекулятивно-кредитный  бум как основная предпосылка  кризиса (теория У. Джевонса). Схема циклического движения экономики, по Джевонсу, такова: в силу внеэкономических причин: некоторые предприниматели заряжаться испытывать оптимизмом и верить в то, что их капиталовложения принесут хорошую прибыль. Оптимистическое настроение охватывает в силу примера (by sympathy) и других хозяйственных субъектов. На волне общей благожелательности внедряются изобретения, основываются новые компании, легко распространяющие свои акции.

Возникший бум капиталовложений, естественно, вызывает возрастание  спроса на сырье и материалы, цены которых резко возрастают, увеличивая, по предположению У. Джевонса, доходы своих производителей-рабочих, которые, в свою очередь, начинают больше тратить, в результате чего растут цены на потребительские товары не первой необходимости и прибыли торговцев ими.

Разработанной Джевонсом психологической теории цикла соответствуют и его рецепты борьбы с кризисами. Так, Джевонс убеждает капиталистов, что глупо в слепой уверенности следовать за другими, и лучшее время для капиталовложений - не период спекулятивной горячки, а депрессия, когда возникает нехватка капитала, и издержки низки. В разгар же подъема, - увещевает Джевонс, - предпринимателям необходимо пока не поздно продать лишние товарные запасы и вложить средства в правительственные бумаги.

2. Обманутые ожидания  и колебания ожидаемой прибыли.

В 20-30-е гг. XX в. возник новый  вариант психологических концепций  цикла, в которых спекулятивно-кредитным  механизмам бума и кризиса придавалось  лишь второстепенное значение. На первый план выдвинулось движение ожидаемой  прибыли, определяющее всю экономическую  деятельность предпринимателей.

Наиболее подробно данный механизм цикла разработан А. Пигу. В своей работе Пигу прежде всего пытается доказать тезис об определяющей роли ожиданий предпринимателей в формировании их циклического поведения.

Автор выделяет три взаимосвязанных  группы факторов, влияющих на ожидаемые  доходы предпринимателей: реальные, денежные и психологические.

Термин "психологические  факторы" Пигу употребляет в строго определенном смысле, обозначая им любые отклонения от оптимального расчета и поведения, обусловленного моделью общего равновесия и рационального максимизатора. Это означает, что если хозяйственный субъект, формируя свои ожидания, правильно оценивает влияние реальных и денежных факторов, то это считается воздействием самих этих факторов. Если же в расчете допускается ошибка, то исследователь имеет дело с психологическими факторами. Понятно, что при такой системе определений реальные и денежные факторы сами по себе не могут вызывать неравновесных циклических колебаний экономики, а основную нагрузку по объяснению причин смены фаз цикла несут факторы, причисляемые автором к психологическим.

Рассмотрим подробнее  механизм экономического цикла, предлагаемый Лигу. Исходным тезисом является здесь  положение о том, что ожидания будущего дохода не могут точно сбываться  в силу:

1) недоступности предпринимателей  к информации о текущем положении  дел не только в экономике  в целом, но и у ближайших  конкурентов;

2) невозможности точно  предвидеть будущее, особенно  в отраслях, где срок между  вложением капитала и соответствующим  увеличением выпуска продукции  сравнительно долог, а также  в новых отраслях с неясными  перспективами спроса.

Эти причины автор связывает, прежде всего, с тем, что в капиталистической  экономике производство и сбыт находятся в руках многих независимых друг от друга частных предпринимателей, свято охраняющих коммерческую тайну. Отсутствие точной информации о конкурентах заставляет экономического субъекта действовать наудачу, поддаваться настроению.

Обусловленное всеми этими  обстоятельствами несоответствие дохода предпринимателей предполагаемой ранее  величине влияет на оценки ожидаемого дохода на будущий период, что, в  свою очередь, воздействует на реальные экономические показатели, т.е., если фактическая прибыль оказалась  больше ожидаемой, то предприниматель  приходит в состояние оптимизма, строит далеко идущие планы на будущее  и расширяет свою экономическую  деятельность. При этом неявно предполагается, что фактические доходы предпринимателей долгое время увеличиваются быстрее, чем ожидаемые, хотя это соотношение никак не обосновывается.

Приподнятое настроение в  сочетании с недостатком информации побуждает предпринимателя недооценивать  предложение товара со стороны конкурентов, и безосновательно полагать, что  спрос увеличивается именно на его  продукты. В результате, однако, наступает  момент, когда предложение в отрасли  превышает спрос, и ожидания экономических  субъектов оказываются обманутыми. Вследствие "ограниченной прозрачности" рынка заблуждение производителей, получившее название "ошибка оптимизма", обнаруживается лишь тогда, когда продукт, полученный в результате необоснованно  предпринятых инвестиций, уже окажется на рынке. На первых порах они пытаются искать выход из положения, прибегая к заемному капиталу, но затем бывают вынуждены смириться с распродажей  своего товара по цене, не превышающей  издержки. Неудача, постигшая первую группу предпринимателей, по описанным  выше каналам, быстро начинает воздействовать на всю экономику: пессимистические настроения распространяются среди  хозяйственных субъектов, побуждая их к свертыванию экономической  деятельности. Установившийся таким  образом в экономике климат всеобщего  пессимизма побуждает производителей сокращать свои капиталовложения в  большем объеме, чем это объективно необходимо. Понижающаяся фаза цикла  продолжается до тех пор, пока предложение  на рынке не будет состоять из товаров, произведенных с помощью немногочисленных средств производства, которые приобрели предприниматели, охваченные пессимизмом. Одновременно запасы оптовых торговцев достигают минимального уровня, и возникает необходимость их пополнения в силу действия описанного выше "передаточного механизма", в который входят реальные, денежно-кредитные и психологические факторы, за смельчаками устремляются и другие предприниматели.

Схожих взглядов с А. Пигу на феномен экономического цикла придерживался Дж. М. Кейнс. Рассматривая последовательно все детерминанты эффективного спроса, Кейнс пришел к выводу, что единственным кандидатом на роль генератора циклических колебаний инвестиционного, а значит, и совокупного спроса остается движение предельной эффективности капитала, т.е. ожидаемой нормы дохода от инвестиций.

Среди факторов, ее определяющих, Кейнс выделяет "текущую отдачу капитала" и ожидаемый доход от него. При этом именно "состояние долгосрочных предположений", т.е. фактор ожидаемого дохода, обусловливает в системе Кейнса (так же, как и у Пигу) резкие колебания предельной эффективности капитала. Что же касается долгосрочных предположений, то на них сильное воздействие оказывает психологическое состояние предпринимателей. Для формирования инвестиционного спроса, по Кейнсу, существенны все аспекты психологического и даже физического состояния предпринимателей. Таким образом, свою концепцию экономического цикла Кейнс выводит, прежде всего, из колебаний инвестиционного спроса под влиянием изменений предельной эффективности капитала, обусловленных в значительной мере действием психологических факторов.

Механизм цикла, по Кейнсу, имеет много общих черт с рассмотренным выше механизмом Пигу. Фаза подъема продолжается, пока новые инвестиции дают удовлетворительный текущий доход. Причем на последних стадиях бума особо важную роль играет оптимистическое настроение, господствующее на рынках инвестиционных товаров. Этот оптимизм, поддержи-ваемый в первую очередь спекулятивным ажиотажем, должен быть достаточно силен, чтобы "уравновесить влияние растущего избытка этих товаров и увеличение издержек их производства, а также, вероятно, и повышение нормы процента". Именно его влиянием Кейнс объясняет внезапность, с которой наступает крах предельной эффективности капитала.

Основной же причиной этого  снижения ожидаемых доходов Кейнс считает избыток капитала, постоянный рост запаса капитальных благ, которому становится трудно найти себе область достаточно прибыльного применения. Важно, что избыточный капитал у Кейнса является таким не сам по себе, а лишь в сознании агентов производства. Решающую роль играет тот факт, что предприниматели, испытывающие чрезмерный оптимизм, ожидают от своих инвестиций необоснованно больших доходов. Дополнительную роль играет повышение текущих издержек производства, наблюдающееся обычно после продолжительного подъема, и еще более снижающее размеры ожидаемого личного дохода. Особо важную роль в этом играет рынок ценных бумаг, на котором преобладают спекулятивные мотивы и, следовательно, существует общее стремление предвосхитить будущую тенденцию конъюнктуры, - именно поэтому малейшее сомнение способно вызвать здесь панику, доходящую до катастрофических размеров. В обстановке страха и неуверенности начинает стремительно расти предпочтение ликвидности, а, значит, и норма процента, что усугубляет негативное воздействие на инвестиции падающей предельной эффективности капитала.

Информация о работе Экономическое поведение