Автор: Алина Кузовникова, 22 Августа 2010 в 21:29, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Необходимость государственного вмешательства
в экономику и его границы………………………....6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе………………………………………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………..12
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику………………………………..…….15
1.4. «Провалы» государства………………………..21
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике……23
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………………......25
2.2. Стабилизационная функция…………………..28
2.3. Аллокационная функция……………………...29
2.4. Распределительная функция……………….…36
2.5. Регулирующая функция……………………....38
Глава 3. Экономическая роль государства в современной России……...............................................................41
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер¬ты……………………………………42
3.2. Роль государства в кризисной экономике…...44
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……….47
Заключение…………………………………………………...51
Список литературы…………………….…………………….53
Приложение А………………………………………………..54
В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически.
Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути : 1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств и 2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.
Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани де-финансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить собственный рост.
Осталось два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, в условиях безденежья идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.
Настоящий тупик. Что делать?
Видимо, придется решать вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.
Видимо,
потребуется принять
Государство
должно выступать инициатором
Государству предстоит поддержать новое направление в банковской деятельности — реструктуризацию банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа, внесение новых законов и соответствующих поправок в действующее законодательство.
В
конечном итоге, необходимы новая мотивация
и новая дисциплина труда, социальное
партнерство при строгом
3.3. ЗАДАЧИ НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМ В РОССИИ
К числу основных задач нового этапа нынешнее правительство относит следующие:
1. Радикальное
избавление от последствий приватизации,
восстановление роли и значения государственной
собственности.
2. Сужение
поля коррупции и прямого воровства путем
уст
ранения некоторых наиболее очевидных
причин, порождающих эти явления.
Имеются
в виду прежде всего такие намеченные
меры, как развитие тендерной системы
получения государственных
3. Проведение социальной реформы в области государственного образования, здравоохранения и т.д.
Решение этих задач, как предполагается, должно создать основу для перехода российской экономики в ближайшие годы в фазу оживления и устойчивого роста — первоначально на уровне 2-4% годовых.
На основании изложенных заключений и выводов необходимо:
А. Радикально изменить курс социально-экономической политики.
Направить усилия государства на всемерную поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо:
Б.
Принять законодательные и
Одним
из ключевых направлений социальной политики
государства должно стать принятие федерального
закона о социальном партнерстве.
Денежно-кредитная политика и инфляция
Уровень инфляции зависел прежде всего от проводившейся денежно-кредитной политики, направленной на достижение запланированного Правительством показателя инфляции. Преследуя эту цель, Центробанк (ЦБ) опять столкнулся со знакомой проблемой выбора между проведением интервенции на валютных рынках во избежание слишком резкого повышения номинального валютного курса и стерилизацией новых денежных вливаний, предназначенных для финансирования этих интервенций, которые в противном случае могли приобрести инфляционный характер.
С учетом ограниченности набора инструментов, имевшихся в его распоряжении (включая недостаточное развитие внутреннего рынка облигаций и полное отсутствие механизмов проведения "ночных" операций РЕПО), ЦБ справился с поставленной задачей весьма успешно. В третьем квартале 2003 г. темпы инфляции заметно снизились, и ее общий уровень составил 0,6 процента (во втором квартале - 1,2 процента, а в первой половине отчетного года - 7,9 процента). Резкого ускорения темпов инфляции ИПЦ, которого ожидали в четвертом квартале 2003 г., не произошло. Таким образом, благодаря проводимой денежно-кредитной политике уровень потребительских цен оставался в пределах запланированного диапазона, т.е. около 12 процентов (уровень инфляции, прогнозируемый Правительством на 2004 г., составляет 10 процентов), в то время как повышение реального эффективного валютного курса рубля, измеряемого относительно корзины валют основных торговых партнеров, составило 4,1 процента.
Валютный курс и платежный баланс
Международная торговля в 2003 г. характеризовалась значительным увеличением номинальных объемов экспорта и импорта. Среднемесячный объем экспорта вырос на 25 процентов (с 9,0 млрд. долларов США в 2002 г. до 11,2 млрд. долларов США). Рост импорта был примерно таким же - 23 процента (с 5,1 млрд. долларов США до 6,2 млрд. долларов США). Если главным двигателем роста экспорта были исключительно высокие цены на основные виды экспортируемого Россией сырья, то рост импорта был связан с дальнейшим повышением реального курса рубля в сочетании с быстрым увеличением реальных доходов и покупательной способности населения. Как и в предыдущие годы, причиной активного сальдо торгового баланса были экспортные цены на углеводородное сырье, причем динамика экспорта зеркально отражала колебания цен на нефть и газ.
Высокие темпы роста ВВП обусловили быстрый рост реальных доходов, что в свою очередь обеспечило снижение уровня бедности. В 2003 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 14,5 процента, а реальная заработная плата выросла на 10,4 процента. Средняя номинальная заработная плата повысилась в 2003 г. на 26,4 процента и достигла 5512 рублей (180 долларов США). В 2002 г. она составляла 4360 рублей, или 140 долларов США. Снижение уровня бедности было весьма значительным: по официальным данным, число тех, кто остается за чертой бедности (имеет доход ниже прожиточного минимума), сократилось с 27,3 процента в сентябре 2002 г. до 21,9 за аналогичный период 2003 г.
Однако
влияние на уровень безработицы
было не столь значительным. При
том, что уровень безработицы (по
определению МОТ) несколько снизился
в течение 2003 г., с 9 процентов в январе
до 8,2 процента в декабре, средний уровень
безработицы (8,4 процента) по-прежнему
был выше, чем в 2002 г. (7,9 процента). Мы надеемся,
что такая динамика уровня безработицы
может свидетельствовать о продолжающейся
реструктуризации предприятий частного
сектора с целью дальнейшего повышения
общего уровня производительности и конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.