Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:27, контрольная работа
Экономических функций государства много и они разнообразны. Рассмотрим основные из них:
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию экономической системы.
Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции и преследование недобросовестных конкурентов. Контроль за деятельностью монополий.
Перераспределение дохода.
Перераспределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
Стабилизация экономики посредством стимулирования экономического роста, а также сокращения безработицы и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной конъюнктуры.
Производство общественно необходимых материальных благ и услуг, которое не приносит прибыли и поэтому не может быть осуществлено на рыночной основе.
Охрана природы.
Федеральное агентство по образованию
Кафедра
социологии и политологии
Контрольная работа
«Экономические
функции государства»
Работу выполнила студентка гр. _______
___________.
Проверил:
___________.
Пермь –
2010
Экономические функции государства.
Экономических функций государства много и они разнообразны. Рассмотрим основные из них:
Правовая база и общественная атмосфера. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и создания условий для эффективного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает определение прав собственности, предоставление предприятиям законного статуса и гарантию соблюдения контрактов. Государство устанавливает также более детальные узаконенные ''правила игры'', регулирующие отношения между субъектами экономической деятельности и выступает арбитром в спорах между ними.
Правовая
деятельность государства улучшает
распределение ресурсов. Обеспечение
рынка средствами обращения, гарантирование
качества продуктов, определение прав
собственности и
Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции. Как показывает практика, конкуренция, если не ограничивать ее пределы, легко переходит границы общественной морали и даже уголовного права. Возникновение монополий - не самый опасный результат развития конкуренции, но самый распространенный и естественный, так как нет таких предпринимателей, которые не мечтали бы стать монополистами и при случае не воспользовались бы такой возможностью.
Когда
монополия вытесняет
Воля монополиста управляет поведением потребителей. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся сверхприбылей, а не целям удовлетворения потребностей общества. Тем самым монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Мировая практика выработала ряд мер, касающихся обеспечения контроля над монополиями. В отношении естественных монополий, т. е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, контроль осуществляется посредством создания государственных комиссий для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией, другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию.
Эффективной
мерой ограничения
Погрешности
и недостатки, присущие рынку даже
в его оптимальном варианте, вызывают
необходимость общественного
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой механизм, дающий преимущества тем товаровладельцам, которые имеют возможность дольше своих контрагентов придерживать продажу товара, ограничивая и дозируя его предложение. Так, владельцы промышленных товаров имеют преимущества перед производителями скоропортящихся продуктов сельского хозяйства. Владельцы предметов питания имеют возможность покупать на них дешево труд тех людей, которые не имеют в обмен ничего, кроме своей рабочей силы. Но наибольшими преимуществами перед всеми обладают люди, которые имеют деньги, какими бы способами они их не получали.
Различие физических и умственных способностей, квалификации и образования обусловливает неравенство доходов, но относительно небольшое, так как эти различия сами по себе не слишком велики (если не считать инвалидов от рождения или людей, пострадавших от несчастных случаев). Гораздо большее влияние на дифференциацию доходов оказывает различие таких факторов, как выполняемые людьми функции в системе общественного разделения труда, социальные условия и моральные принципы, которые варьируются у отдельных личностей от их строгого соблюдения до полного отсутствия. Под влиянием этих факторов различие доходов между богатыми и бедными может достигать десятков и сотен раз.
В связи с такой особенностью неконтролируемого рынка государство вынуждено брать на себя задачу уменьшения неравенства доходов в обществе. Эта цель достигается, во-первых, повышенными налогами на богатых и трансфертными платежами, посредством которых оказывается помощь остро нуждающимся, иждивенцам и инвалидам, выплачиваются пособия по безработице и другим социальным программам. Кроме того, государство изменяет распределение доходов путем вмешательства в конъюнктуру рынка, модифицируя цены, устанавливаемые рыночной стихией. Гарантирование цен производителям сельскохозяйственной продукции и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как государство регулирует рынок с целью повышения доходов определенных групп населения.
Перераспределение ресурсов. Одно из достоинств конкурентной рыночной системы заключается в том, что она обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Конкурентная рыночная система допускает два так называемых побочных эффекта, которые проявляются в нерациональном использовании ресурсов с точки зрения общественных интересов. Первый из них, который можно назвать переливом издержек, выражается в том, что предприятия, стремясь сократить собственные издержки, не возмещают ущерб, который они наносят обществу и окружающей среде. Второй побочный эффект, сущность которого заключается в несоответствии рыночного спроса и реальных потребностей, проявляется в нежелании частных предпринимателей выделять какие бы то ни было ресурсы на производство полезных и нужных товаров и услуг, но не приносящих высокой прибыли в связи с недостаточным платежеспособным спросом населения.
Производство общественных благ и услуг. В ряде случаев, когда субсидирование потребителей или производителей не дает нужного эффекта, требуя значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства за правильностью использования субсидий, государство вынуждено взять на себя финансирование таких предприятий, превратив их в свою собственность и управляя ими непосредственно.
Существуют определенные виды продуктов и услуг, называемые благами общественного потребления, которые рыночная система вообще не намерена производить в силу особенностей их использования. Блага индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы, обладают двумя характерными свойствами. Во-первых, они делимы, т. е. выступают в виде достаточно малых единиц, делающих их доступными индивидуальным потребителям. Во-вторых, их потребление одним индивидом исключает потребление другими индивидами, что служит основанием рыночного принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить рыночную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из потребления данного продукта.
В отличие от благ индивидуального потребления, блага общественного потребления неделимы и одновременно не позволяют осуществить принцип исключения, т. е. не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования этими благами. Классическим примером общественного блага является маяк, предостерегающий корабли от опасности или указывающий наилучший путь в гавань. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобретения такого крупного и неделимого продукта. Кроме того, после введения маяка в эксплуатацию практически нет способа исключить возможность пользоваться выгодами от маяка для всех судов. Экономисты называют это проблемой фрирайдера (от английского free rider - безбилетник), возникающей вследствие самих свойств некоторых общественных благ, предоставление которых одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Учитывая, что услуги маяков невозможно выразить в рыночных ценах и продавать их пользователям, очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на строительство маяков.
Другими видами подобных общественных благ являются национальная оборона, фундаментальная наука, культура, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечить их должно государство, финансируя их производство с помощью системы принудительных взысканий с потенциальных потребителей в форме сборов и налогов.
Стабилизация экономики. Одной из важнейших функций государства, от выполнения которой на современном историческом этапе в значительной степени зависит благосостояние народа и целостность страны, является стабилизация экономики. Эта функция включает в себя помимо всего прочего помощь рыночному сектору обеспечивать полную занятость трудоспособного населения и стабильный уровень цен. Ключевой момент в данном случае сводится к тому, что уровень производства определяется общим, или совокупным, объемом расходов. Низкие расходы выражают недоиспользование ресурсов, прежде всего трудовых, что для большинства людей в наше время означает отсутствие работы, а следовательно, и источников существования. Теорией и мировой практикой убедительно доказано, что в рыночной системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы на тот уровень, который может обеспечить полную занятость, в связи с чем не регулируемая государством рыночная экономика постоянно балансирует между безработицей и инфляцией или даже подвергается одновременно обоим явлениям, что получило название стагфляции.
Инструменты государственного воздействия на экономику. С целью успешного выполнения своих функций государство использует разнообразные методы и инструменты воздействия на экономику. Основными из них являются запретительно-разрешительные (лицензии, квоты), денежно-кредитные (кредиты, дотации, субсидии, субвенции, трансферты) и бюджетно-фискальные (налоги, сборы, инвестиции, государственные закупки) методы, которые подробно будут рассмотрены в соответствующих главах. Все они носят более или менее ярко выраженную административно-правовую форму, т. е. действуют в виде законов, указов, постановлений правительства, решений других органов власти. Представление о том, что централизованное управление государственным сектором может быть только административно-правовым, а управление рыночной сферой только экономическим, не соответствует действительности. Все зависит от степени развития производительных сил и организации производства, а также сложившихся в обществе традиций, уровня знаний и управленческой культуры работников, занятых в органах государственной власти.