Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение……………………………..……………………………………………….3
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его
границы……………………………………………………………………………….6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе……………….………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………………………………………..15
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику……………..…….19
1.4. «Провалы» государства………………………………………………………..26
2. Функции государства в рыночной экономике…………………………………27
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование………………………..……………………......30
2.2. Стабилизационная функция…………………………………………………..35
2.3. Аллокационная функция……………………………………………………...36
2.4. Распределительная функция……………………………………………….…45
2.5. Регулирующая функция……………………………………………………....48
3. Экономическая роль государства в современной России.................................51
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер-ты….…………53
3.2. Роль государства в кризисной экономике…………………………………...56
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……………………………………….60
Заключение………………………………………………………….……………...64
Список литературы…………………….…………………………….…………….66

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

   АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ» 
 
 

   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

   КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

                              По дисциплине: Экономическая теория.

                 На тему: Экономические функции государства.

     
 
 
 

                                                          Студента 

                                                          Руководитель ……………………………………. 
 
 
 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………..……………………………………………….3

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его

границы……………………………………………………………………………….6

1.1. Эволюция  взглядов на роль государства  в обществе……………….………...6             

1.2. Фиаско  рынка…………………………………………………………………..15

1.3. Границы  государственного вмешательства  в экономику……………..…….19

1.4. «Провалы»  государства………………………………………………………..26             

2. Функции  государства в рыночной экономике…………………………………27

2.1. Создание  и регулирование правовой основы  функционирования экономики, антимонопольное  регулирование………………………..……………………......30

2.2. Стабилизационная  функция…………………………………………………..35

2.3. Аллокационная  функция……………………………………………………...36

2.4. Распределительная  функция……………………………………………….…45

2.5. Регулирующая  функция……………………………………………………....48

3. Экономическая  роль государства в современной  России.................................51

3.1. Социально-экономический кризис в России: основные черты….…………53

3.2. Роль государства в кризисной экономике…………………………………...56

3.3. Задачи нового этапа реформ в России……………………………………….60

Заключение………………………………………………………….……………...64

Список  литературы…………………….…………………………….…………….66 

 

   

   ВВЕДЕНИЕ

   В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

   По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

   Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

   В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов -общественным.

   Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, экономические функции, выполняемые  государством, являются важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживают самого пристального внимания.

   Актуальность  рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

   Особым  фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно  возросшая социально-организационная  сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

   Цель  моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции  государства в современной рыночной экономике.

     В связи с целью работы я  поставил перед собой следующие  задачи:

   1. Изучить литературу по исследуемому  вопросу.

   2. Проанализировать необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику и границы этого вмешательства.

   3. Рассмотреть основные экономические  функции государства.

   4. Выявить роль государства в  современной рыночной экономике. 

   Функциональный  подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить  само понятие государства, увидеть  его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления. 

 

    1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ И ЕГО ГРАНИЦЫ

   1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ  НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 

   В ОБЩЕСТВЕ

   С древнейших времен человечество объединялось в более крупные группы, начиная  с домашних хозяйств и клановых формирований, которые расширялись до современных государств. Чтобы государство могло существовать, отдельные лица и группы уступают государственному органу полномочия в ключевых областях, таких как законодательство, контроль за соблюдением правопорядка, оборона и т.д. Государству предоставляется возможность принуждения в отношении всех других организационных форм жизнедеятельности человека в пределах установленной территории. Отсюда, еще в древности под государством понимали организацию оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.

   Платон, Аристотель, Цицерон рассматривали  государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом он видел назначение государства.

   Неоспоримо  одно: государство – продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность  нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществом. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держало его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство. Государство породило новую форму общественной обусловленности, отделив общий интерес от частного. Споры о должной роли государственной и частной сфер жизнедеятельности человека велись в разные столетия и на разных континентах. Достаточно вспомнить труды Конфуция (551-479 до н.э.), «Книгу назидательных примеров» Ибн Хальдуна, «Артахашастру» (в переводе «Наука политики» или «Наука о достижениях полезного») Каутильи (другое его имя Чанакья – IV в. до н.э.), «Государя» Никколо Макиавелли. Так, Конфуций утверждал, что сила государства стоит на трех китах: благосостоянии населения, мощи (оборонной) государства и доверии к правительству. И если государство слабое, то оно должно прежде всего сократить поддержку населения, затем затраты на оборону. Но если потеряно доверие к правительству государство ожидает крах.

   Для Макиавелли сильное государство  – это не применяющее насилие  или жесткий контроль, это успешное общество, а успех может достигаться  и аморальными методами, ибо для спасения государства все средства хороши. Аморальность государства, которую мы сегодня осуждаем, по Макиавелли, может быть вызвана и тем, что в разных ситуациях успешное общество может быть разным. Одним из важных выводов его теории управления государством является то, что с позиции практики, технологиям государственной власти позволяется очень много того, что непозволительно просто человеку. И поэтому государственная власть не должна забывать о цели (успешное общество), которую она преследует. Отмечая это противоречие, в поведении государства Поль Валерии писал: «Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем».

   Наука об управлении государством была создана  в восточных обществах в XII-XIII вв. достаточно вспомнить трактаты Ли Гоу в Китае; серии трактатов в арабо-исламской литературе XIII в.: «Жемчужина на пути, или Политика владык», «Уловки и хитрости»,  «Промахи и радости», «О тонкости в устроении дел», «Устроение владычества», «Политика», «Хитрости и уловки в войне», «Напоминание сотрапезнику властелина» и др.; трактаты в индо-мусульманской литературе «зерцал»: «Законы войны и мужества», «Предписание земной власти», «Сокровище правителей» и т.д.

   По  мере того, как все больше увеличивается  разрыв между тем, что государство может сделать, и тем, что ждет от него население, государство начинает постепенно разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильного существования: законности и безопасности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.

   Еще в 1651 г. Томас Гоббс отмечал в своем трактате «Левиафан», что жизнь без сильного государства, охраняющего порядок, будет «уединенной, бедной, опасной, грубой и короткой». К сожалению, отдельные явления данного процесса наблюдаются в экономике России и других странах с так называемой переходной экономикой.Роль государства в обществе отдельные экономические школы определяли по-разному.

   Меркантилисты XVII в. видели основную задачу государства в стимулировании торговли и выступали за активное вмешательство государства в экономику. Физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство всего лишь тремя функциями.

   Первая  и важнейшая функция государства  – хранить естественный порядок  от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, - собственность. По мнению физиократов, законный порядок  состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми.

Информация о работе Экономические функции государства