Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение……………………………..……………………………………………….3
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его
границы……………………………………………………………………………….6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе……………….………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………………………………………..15
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику……………..…….19
1.4. «Провалы» государства………………………………………………………..26
2. Функции государства в рыночной экономике…………………………………27
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование………………………..……………………......30
2.2. Стабилизационная функция…………………………………………………..35
2.3. Аллокационная функция……………………………………………………...36
2.4. Распределительная функция……………………………………………….…45
2.5. Регулирующая функция……………………………………………………....48
3. Экономическая роль государства в современной России.................................51
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер-ты….…………53
3.2. Роль государства в кризисной экономике…………………………………...56
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……………………………………….60
Заключение………………………………………………………….……………...64
Список литературы…………………….…………………………….…………….66

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

   Серьезный пример негативного внешнего эффекта - страдание жителей города из-за загрязнения окружающей среды химическим комбинатом. Комбинат выпускает первоклассный стиральный порошок, используя для этого определенные производственные ресурсы, чья стоимость заложена в цену порошка. Довольны, таким образом, и потребители и производители. А жители города? Они теряют общественные ресурсы (чистую экологию), которыми ранее располагали. Эти ресурсы комбинат получил бесплатно. Он оплатил, следовательно, лишь часть реально потребленных им ресурсов. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

   

   Рис.1  Отрицательный внешний  эффект

   Существуют  и примеры положительных внешних  эффектов. Так жители поселка бесплатно  получают выгоду в связи с тем, что один из них благоустраивает прилегающую к своему дому территорию.

     
 
 
 
 

     
 

   

   Рис.2  Положительный внешний  эффект

   Очевидно, что существование внешних эффектов подрывает общественное благосостояние. В частности упомянутый комбинат должен был бы компенсировать возникший по его вине ущерб жителям города, чего он пока не делает. Аналогично, получатели положительного эффекта по справедливости должны были бы заплатить сумму, эквивалентную своей выгоде, производителю такого эффекта, взяв на себя часть его затрат. В результате и того, и другого внешние эффекты исчезли бы.

   Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. Оно  устраняет внешние эффекты, облагая, например, налогом производителей отрицательных  эффектов (штраф, накладываемый на комбинат за загрязнение воздуха и воды, с выплатой компенсации пострадавшим), либо выплачивая субсидии производителям положительных эффектов. Так, государство дотирует сферу образования, поскольку учащиеся приносят пользу не только себе, но и всему обществу, т.е. создают положительный внешний эффект для других людей.

   Таковы  в общих чертах верхние максимально  допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

         Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. 

   1.4. ПРОВАЛЫ ГОСУДАРСТВА

   Согласно  теории общественного выбора утверждается, что в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т. е. провалы (фиаско) государства. Кроме этого, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка дополняются, а иногда и усиливаются и «провалами» государства.

   К «провалам» государства относятся:

   ♦ ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к искажению необходимой информации;

  • несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл;
  • ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;
  • неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.

   Деятельность  государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой  от совершенства. Необходимо строго следить  за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. И все-таки с развитием общества и человека любая форма вмешательства со стороны государства становится более благоприятной в настоящем, чем в прежние времена. А совершенствование государственных учреждений, форм и методов их работы обеспечит их благотворное вмешательство в несовершенную рыночную систему хозяйствования, никем не сдерживаемых частных интересов.

   2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

   Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

   К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

   Фискальная  политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

   Не  менее важной является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство  может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

   Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

   Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя  таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

   Все инструменты проведения экономической  политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

   К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации (стабилизирующая);
  • воздействие на размещение ресурсов (аллокационная);
  • деятельность в сфере распределения доходов (распределительная);
  • регулирующая функция.3

   Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют  в комплексе. Например, антимонопольная  деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. В настоящее время точной классификации функций государства не существует. Разные экономисты говорят о различном количестве этих функций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.1. СОЗДАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ,АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

   Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

   История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

   Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая получила название антимонопольной. Антимонопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство.

   Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер  правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

   Отношение государства, общества к проблемам  монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

   С другой стороны, концентрация ведет  к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.

   Исходя  из этих двух тенденций, государство  строит антимонопольную политику. Можно выделить три направления антимонопольной политики.

   Во-первых, борьба с монополизацией.

   Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний  фирм.

   В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования  картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

Информация о работе Экономические функции государства