Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение……………………………..……………………………………………….3
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его
границы……………………………………………………………………………….6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе……………….………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………………………………………..15
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику……………..…….19
1.4. «Провалы» государства………………………………………………………..26
2. Функции государства в рыночной экономике…………………………………27
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование………………………..……………………......30
2.2. Стабилизационная функция…………………………………………………..35
2.3. Аллокационная функция……………………………………………………...36
2.4. Распределительная функция……………………………………………….…45
2.5. Регулирующая функция……………………………………………………....48
3. Экономическая роль государства в современной России.................................51
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер-ты….…………53
3.2. Роль государства в кризисной экономике…………………………………...56
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……………………………………….60
Заключение………………………………………………………….……………...64
Список литературы…………………….…………………………….…………….66

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

          3. Проведение социальной реформы в области государственного образования, здравоохранения и т.д.

  1. Реформа предприятий, включая такие ее аспекты, как уточнение взаимоотношений между собственниками и менеджментом, процедура банкротств, перепрофилирование деятельности, маркетинг, освобождение предприятий от непомерных затрат на развитие социальной инфраструктуры и пр.
  2. Создание в стране полноценного земельного рынка.
  3. Восстановление инвестиционного процесса при усилении роли государства.

   Решение этих задач, как предполагается, должно создать основу для перехода российской экономики в ближайшие годы в фазу оживления и устойчивого роста — первоначально на уровне 2-4% годовых.

   На  основании изложенных заключений и  выводов необходимо:

   А. Радикально изменить курс социально-экономической  политики.

   Направить усилия государства на всемерную  поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо:

  • пересмотреть порочную практику подготовки бюджетных расходов под уровень собираемых налогов, повысить коэффициент монетизации экономики и внести изменения в Закон о Центральном банке России, наделив его правом финансирования бюджетного дефицита;
  •   сконцентрировать усилия государства на сокращении затрат на содержание государственного аппарата и рационализации других бюджетных расходов, не связанных с качеством и уровнем жизни населения;
  • провести реформу доходов населения, резко повысив долю оплаты труда до принятых международных стандартов;
  • разработать и осуществить долгосрочную программу промышленной политики, перестройки структуры производства;
  • на основе повышения конкурентоспособности производства и создания в стране благоприятного инвестиционного климата содействовать сокращению бегства капитала из страны;
  • навести порядок в системе межбюджетных отношений.

   Б. Принять законодательные и нормативные  акты, направленные на обеспечение социальных гарантий, т.е.:

  • установление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума;
  • возмещение работникам ущерба за нарушение сроков выплаты начисленной заработной платы, пенсий и пособий;
  • введение в практику переговоров об условиях и уровне оплаты труда лиц, работающих по найму;
  • утверждение порядка упреждающей индексации оплаты труда с учетом прогнозируемого роста стоимости жизни;
  • увеличение средней оплаты труда работников бюджетной сферы в отраслях, непосредственно определяющих качество трудовых ресурсов (здравоохранение, образование, наука и культура). Зарплата должна постепенно приближаться к зарплате работников промышленности, первоначально до 75 — 80%, а в дальнейшем до 100% от средней оплаты труда в промышленности;
  • разработку и применение в качестве социальных стандартов нормативов прожиточного минимума;
  • законодательное закрепление и введение в практику независимых экспертиз нормативно-правовых актов, экономических проектов и целевых программ;
  • принятие федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с учетом имеющихся предложений тарифной сетки оплаты труда.

   Одним из ключевых направлений социальной политики государства должно стать принятие федерального закона о социальном партнерстве. 

   Денежно-кредитная  политика и инфляция

   Уровень инфляции зависел прежде всего от проводившейся денежно-кредитной  политики, направленной на достижение запланированного Правительством показателя инфляции. Преследуя эту цель, Центробанк (ЦБ) опять столкнулся со знакомой проблемой выбора между проведением интервенции на валютных рынках во избежание слишком резкого повышения номинального валютного курса и стерилизацией новых денежных вливаний, предназначенных для финансирования этих интервенций, которые в противном случае могли приобрести инфляционный характер.

   С учетом ограниченности набора инструментов, имевшихся в его распоряжении, ЦБ справился с поставленной задачей весьма успешно. В третьем квартале 2003 г. темпы инфляции заметно снизились, и ее общий уровень составил 0,6 процента. Резкого ускорения темпов инфляции ИПЦ, которого ожидали в четвертом квартале 2003 г., не произошло. Благодаря проводимой денежно-кредитной политике уровень потребительских цен оставался в пределах запланированного диапазона, т.е. около 12 процентов, в то время как повышение реального эффективного валютного курса рубля, измеряемого относительно корзины валют основных торговых партнеров, составило 4,1 процента.

   Валютный  курс и платежный  баланс

   Международная торговля в 2003 г. характеризовалась значительным увеличением номинальных объемов экспорта и импорта. Среднемесячный объем экспорта вырос на 25 процентов. Рост импорта был примерно таким же - 23 процента. Если главным двигателем роста экспорта были исключительно высокие цены на основные виды экспортируемого Россией сырья, то рост импорта был связан с дальнейшим повышением реального курса рубля в сочетании с быстрым увеличением реальных доходов и покупательной способности населения. Как и в предыдущие годы, причиной активного сальдо торгового баланса были экспортные цены на углеводородное сырье, причем динамика экспорта зеркально отражала колебания цен на нефть и газ.

   Высокие темпы роста ВВП обусловили быстрый  рост реальных доходов, что в свою очередь обеспечило снижение уровня бедности. В 2003 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 14,5 процента, а реальная заработная плата выросла на 10,4 процента. Средняя номинальная заработная плата повысилась в 2003 г. на 26,4 процента и достигла 5512 рублей. В 2002 г. она составляла 4360 рублей, или 140 долларов США. Снижение уровня бедности было весьма значительным: по официальным данным, число тех, кто остается за чертой бедности, сократилось с 27,3 процента в сентябре 2002 г. до 21,9 за аналогичный период 2003 г.

   Однако  влияние на уровень безработицы  было не столь значительным. При  том, что уровень безработицы (по определению МОТ) несколько снизился в течение 2003 г., с 9 процентов в январе до 8,2 процента в декабре, средний уровень безработицы (8,4 процента) по-прежнему был выше, чем в 2002 г. (7,9 процента). Мы надеемся, что такая динамика уровня безработицы может свидетельствовать о продолжающейся реструктуризации предприятий частного сектора с целью дальнейшего повышения общего уровня производительности и конкурентоспособности.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Изучение  данной темы дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и  распределением экономических благ используется активная экономическая  политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

   В своей работе я выполнил поставленные передо мной задачи:

   1. Изучил литературу по исследуемому  вопросу.

   2. Проанализировал необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику и границы  этого вмешательства.

   3. Рассмотрел основные экономические  функции государства.

   4. Выявил роль государства в  современной рыночной экономике. 

   Конечно, вмешательство государства в  экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

   В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

   В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

   Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. 
 

       

       

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабенышев А. Государство должно исчезнуть .Новая газета: 2002. № 45
  2. Булатов А.С. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2005.
  3. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005.
  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2. Рос. экон. акад. им.     Г. В.Плеханова. - М.: Дашков и К°, 2004.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов. Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. " Менеджмент"  Рос. междунар. акад. туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Экономика, 2000.
  9. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: ИНФРА-М, 2005.

10. Николаева И.П. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. - М.: ЮНИТИ, 2000.

11.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2006.

12. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России.-М.:Восток, 1998.

13. Пиндайк Роберт С., Даниэль Л. Рабинфельд Микроэкономика. М.:ПИТЕР, 2002. 

14. Райзберг Б.А. Основы экономики: учеб. пособие . М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. Киров: АСА, 2005.

16. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: Экономика, 2000.

17.Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002.

Информация о работе Экономические функции государства