Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение……………………………..……………………………………………….3
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его
границы……………………………………………………………………………….6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе……………….………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………………………………………..15
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику……………..…….19
1.4. «Провалы» государства………………………………………………………..26
2. Функции государства в рыночной экономике…………………………………27
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование………………………..……………………......30
2.2. Стабилизационная функция…………………………………………………..35
2.3. Аллокационная функция……………………………………………………...36
2.4. Распределительная функция……………………………………………….…45
2.5. Регулирующая функция……………………………………………………....48
3. Экономическая роль государства в современной России.................................51
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер-ты….…………53
3.2. Роль государства в кризисной экономике…………………………………...56
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……………………………………….60
Заключение………………………………………………………….……………...64
Список литературы…………………….…………………………….…………….66
Социально-экономический кризис характеризуется следующими чертами:
— резкое падение уровня жизни.
Каждый пятый житель страны получает доходы, которые не позволяют приобрести товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины. Гарантированная государством ставка оплаты труда не достигает 20% прожиточного минимума. Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы. Особенно нетерпимы неплатежи по заработной плате, противоречащие принятым на себя Россией международным обязательствам, а также пенсий, которые уменьшают и без того крайне низкий уровень Доходов населения;
— деградация социальной сферы.
Так, в России в процентах от ВВП расходы на науку, образование и здравоохранение в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упадок социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией, уходом наиболее квалифицированных работников из промышленности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров;
— высокая безработица, составляющая 20-25% самодеятельного населения.
Налицо угроза дальнейшего роста безработицы в связи с реструктуризацией промышленности. Для многих регионов Центральной и Северной России, Южной Сибири и Дальнего Востока уровень безработицы приближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной политики занятости;
— опасное нарастание социальной напряженности.
В 1998 г. забастовочная волна заметно усилилась, захватив большие категории служащих и интеллигенции, которые прежде не участвовали в акциях протеста;
— растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.
В условиях высокой дифференциации доходов не может сложиться средний класс, который является источником экономического процветания и социально-политической стабильности во всех современных обществах;
— острый демографический кризис.
По показателю продолжительности жизни Россия находится в пятом-шестом десятке стран мира. Очень высок уровень заболеваемости и инвалидности, распространяются болезни, обусловленные социальным неблагополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней, обостряется проблема социальной защиты престарелых;
— утрата населением доверия к власти.
Это
оборачивается развитием «
Ряд законодательных и нормативных документов по вопросам экономической политики, находящихся в настоящее время на рассмотрении Правительства РФ (законопроект о порядке индексации минимального размера оплаты труда, о государственных минимальных социальных стандартах, проекты решений о пересмотре и отмене ряда действующих льгот, о реформировании системы страхования и др.), не свидетельствует о намерении нового Правительства РФ скорректировать экономический курс в направлении повышения социальной защиты населения. Напротив, в них усматривается стремление государства минимизировать социальные стандарты и гарантии и переложить ответственность за их реализацию с федерального уровня на субъекты РФ без достаточного ресурсного обеспечения.
Пренебрежение российским государством своими социальными обязательствами в огромной мере отражает устаревшее понимание роли социальной сферы в экономике. Правительству необходимо отказаться от практики «латания дыр» в социальной сфере и исходить из того, что социальные расходы государства имеют не меньшее значение для экономического развития, чем накопление капитала.
Для
преодоления кризиса в России
необходимо глобально изменить курс
проведения реформ, а это означает:
усилить роль государственного регулирования
экономики.
3.2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.
Российское правительство особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:
— формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема;
Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды и предпринимательской деятельности. Сам процесс государственного правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны.
Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.
Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Бесхозность государственной собственности — один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту.
Все должно работать на вектор поступательного движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями и государством. Это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.
Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов в переходной экономике, в которой мотивация выживания господствует над стимулами к производительному труду. На смену универсальным социалистическим монополиям пришли не столько естественные монополисты (не в них главный источник наших трудностей), сколько крупные финансовые корпорации — организационно аморфные, высокорисковые, слабо поддающиеся общественному воздействию.
Вся прежняя картина проведения курса реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономикой.
В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Программа промышленной политики с приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли, но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически.
Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути: 1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств и 2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.
Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани де-финансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить собственный рост.
Осталось два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, в условиях безденежья идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.
Настоящий тупик. Что делать?
Видимо, придется решать вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.
Видимо,
потребуется принять
Государство
должно выступать инициатором
Государству предстоит поддержать новое направление в банковской деятельности — реструктуризацию банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа, внесение новых законов и соответствующих поправок в действующее законодательство.
В
конечном итоге, необходимы новая мотивация
и новая дисциплина труда, социальное
партнерство при строгом
3.3. ЗАДАЧИ НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМ В РОССИИ
К числу основных задач нового этапа нынешнее правительство относит следующие:
1. Радикальное
избавление от последствий приватизации,
восстановление роли и значения государственной
собственности.
2. Сужение
поля коррупции и прямого воровства путем
уст
ранения некоторых наиболее очевидных
причин, порождающих эти явления.
Имеются в виду прежде всего такие намеченные меры, как развитие тендерной системы получения государственных заказов, открытые аукционы при продаже госимущества, ограничение практики размещения бюджетных и внебюджетных средств в уполномоченных банках и расширение сферы деятельности казначейства, сокращение разного рода налоговых и таможенных льгот и т.д.