Экономическая функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Краткое описание

Цель этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
Кратко описать основные функции государства;
Раскрыть сущность экономической функции государства;

Оглавление

Введение 3
1.Экономическая функция государства. 4
1.1. Правовые основы организации управления экономикой 4
1.2. Антимонопольное законодательство 6
2. Перераспределение доходов 9
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 34.41 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

    Московский  Государственный Университет Путей  Сообщения

    Поволжский  филиал МИИТ

    Факультет: Информатизации, экономики и управления

    Кафедра: «Экономическая теория» 
     
     

Реферат

    По  экономической теории на тему

    «Экономическая  функция государства»

                                                                                                                                                 
 
 
 

  Выполнил

Студент 2 курса ДНЭ

№ 1030-пДНЭ-03179

Вдовин  И.М.

Проверил 

к.э.н., доцент

  Чистяков В.В. 

Саратов 2011

 

Содержание

Введение                                                                                                                                                                       3

1.Экономическая  функция государства.                                                                                                               4

1.1. Правовые основы организации управления экономикой                                                               4

1.2. Антимонопольное  законодательство                                                                                    6

2. Перераспределение  доходов                                                                                                     9

Заключение                                                                                                                                   12

Список  литературы                                                                                                                      14

 

Введение 

     Существует  множество определений понятия  «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство –  это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную  налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику  и располагающая специальным  аппаратом управления и принуждения. Функции государства – основные направления его деятельности, в  которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди  этих направлений одним из важнейших  является государственное регулирование  экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное  регулирование охватывает все сферы  общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение  в государственном устройстве общества и аппарата управления.

     Цель  этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической  функции государства.

     Основные  задачи данной работы:

  • Кратко описать основные функции государства;
  • Раскрыть сущность экономической функции государства;

     Эта тема была актуальна с первых дней существования государства, остаётся таковой и сейчас. В современном  мире экономика составляет базис  общественных отношений, являясь одним  из факторов определяющих стратегию  развития государства. В изменяющихся условиях жизни изменяется и понятие  о деятельности государства в  различных сферах общественного  регулирования, в том числе и  экономического. Вот почему так важно  изучить и понять направление  деятельности государства, связанное  с вмешательством в экономические  процессы. Тема, затронутая в данной работе, изучается не только в рамках теории о государстве, но также и  экономической наукой, поэтому некоторый  материал, использованный в этой работе, носит исключительно экономический  характер. Учитывая эту особенность  данной темы, она будет интересна  не только для тех, кто изучает  право, но и для тех, кто изучает  экономику.  

 

1. Экономические функции государства

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, определяют выполняемые  государством экономические функции. Для выполнения этих функций в  распоряжении государства имеется  ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежно-кредитная политика; социальная политика и политика регулирования  доходов; внешне экономическая политика и другие. Нужно отметить, что  ни один из инструментов экономической  политики не воздействует изолированно от других, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. 

1.1Правовые основы организации управления экономикой

Разработку  направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают  с признанием закона как главного акта в правовом регулировании, изменением экономических функций государства, системы и функций органов  исполнительной власти всех уровней. Недостатки в экономике и других сферах, определенная недооценка государственного управления на всех уровнях привели к тому, развитие законодательства в экономической  сфере происходят медленно, в отдельных  случаях несогласованно. Неэффективной  является и реализация принятых законов. У многих руководителей центрального и местного уровней сложилась  иллюзия, что решение всех проблем  возможно лишь путем принятия соответствующих  законов. Наблюдается недооценка организационных  мер, направленных на соблюдение действующего законодательства, ослабление требовательности, дисциплины.

В целом  административно-правовое регулирование  обеспечения рыночной экономики  осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, оно включает разработку и реализацию системы  мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную  поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой — создание правовой и экономической основ  социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных  структур, эффективного управления государственным  имуществом.

Конституция РБ создала базу для дальнейшего  развития экономических отношений  в рыночном направлении, уравняв  всех субъектов права собственности  перед законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права  собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики.

Основной  правовой формой реализации государственной  политики в разных сферах являются утверждаемые Национальным собранием  общегосударственные программы  экономического, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды. Главной тенденцией развития законодательства об экономике  становится комплексный характер регулирования  общественных отношений. Эти программы  направлены на создание хозяйственно-управленческого  механизма, отвечающего рыночной экономике: гибких организационных структур управления и хозяйствования, предпринимательства, демонополизации, акционирования, функционирования коммерческих банков, финансового оздоровления экономики, укрепления финансово-кредитной системы.

Законы  РФ «О предпринимательстве», «О предприятиях», «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и другие включают в себя предписания административно-правового содержания, предусматривающие сохранение регулятивной роли государства в отраслях общественного производства, развитие и усиление контрольно-надзорных функций государства. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что законов сугубо управленческого характера на сегодняшний день (в сфере экономики) нет, в то время как в плане правового обеспечения экономической реформы разработка нормативных решений всего комплекса управленческих проблем является чрезвычайно актуальной. Это касается таких направлений развития законодательства, которые бы регулировали соотношение централизованных и децентрализованных форм управления экономикой при сохранении регулятивной роли государства в ключевых отраслях общественного производства путем определения четких приоритетов. Важным является разработка публично-правовых норм для надежной защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов.

Актуальной  остается проблема закрепления правового  положения органов, осуществляющих управление отраслями экономики, исключения ведомственности, которая порождается  нормативно-правовыми актами, принятыми  министерствами и ведомствами, осуществления  согласованности в действиях  органов управления экономикой. Недопустимы  факты подмены законодательных  предписаний инструкциями, приказами, постановлениями, письмами министерств  и ведомств.

Важными в системе правовых предписаний, регулирующих экономические отношения, являются акты Президента РФ. Они в определенной мере заполняют правовой вакуум в этой сфере деятельности, содействуют рыночным преобразованиям, проведению экономической реформы, ликвидации в экономике кризисных явлений. Актами Президента утверждаются положения о соответствующих органах управления и решаются другие важные вопросы в экономической сфере. 

Проблемы  развития экономики, управления экономикой находятся в центре внимания Кабинета Министров. Свидетельство тому —  нормативно-правовые акты Кабинета Министров  по экономическим вопросам, установлению правового положения органов  управления, разгосударствлению собственности, демонополизации и др.

Вопросы осуществления экономической деятельности находятся в поле зрения министерств  и других центральных органов  исполнительной власти, которые в  той или иной мере имеют отношение  к сфере управления экономикой, областных  и районных (местных) государственных  администраций. Они также решаются на уровне государственных предприятий, их ассоциаций (объединений, комплексов).

Органы  местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере  управления экономикой. Они управляют  имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью. 

1.2. Антимонопольное законодательство

Во всех промышленно развитых странах в  настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции  в целях смягчения экономических  и социальных последствий монополистической  практики.

Разработка  и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств  такого государственного регулирования  экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При  этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или  локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают  значительную или преобладающую  часть отраслевой продукции и  благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную  монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая  черта олигополистического рынка  — взаимодействие конкурентных и  монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории  развития регулируемой конкуренции. Впервые  регулирование конкурентных отношений  возникло в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость  в правовом регулировании методов  и средств ведения конкуренции  с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Информация о работе Экономическая функция государства