Экономическая функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Краткое описание

Цель этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
Кратко описать основные функции государства;
Раскрыть сущность экономической функции государства;

Оглавление

Введение 3
1.Экономическая функция государства. 4
1.1. Правовые основы организации управления экономикой 4
1.2. Антимонопольное законодательство 6
2. Перераспределение доходов 9
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 34.41 Кб (Скачать)

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически  сложилось два типа антимонопольных  законов. Первый из них предусматривает  формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения  их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском  законодательстве США и европейской  системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями  в целях недопущения их злоупотреблений  своим господствующим положением на рынке. В странах европейской  системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий  или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным  органом или судами недействительными.

Американская  система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система  помимо стран Западной Европы действует  в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Основная  особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета  монополий как таковых, то есть признания  их незаконными изначально, в то время как  западноевропейское антимонопольное  законодательство строилось на принципе регулирования монополистической  практики путем устранения ее отрицательных  последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством  которого жесткое правило запрета  всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так  называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный  суд постановил, что Закон Шермана  основывается на доктринах общего права  об ограничении торговли и что  его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам  общего права.

Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что  в целом открыло для них  и возможность более гибкого  подхода к регламентации монополистической  практики, и широкое поле судебного  усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные  последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут  быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого  правила, установлением исключений из него и использованием как первого  этапа в более широком анализе  монополистической практики в рамках применения “правила разумности”. 

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее  американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную  деятельность предпринимателей.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием  в 70-х годах XX столетия ряда нормативных  актов в области ограничительных  торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной  торговой практике 1975 г., законов о  суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных  ценах 1976 г. Результатом попытки  совершенствования  правового регулирования  процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом  надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура  контроля за антиконкурентной практикой  не стала более оперативной и  не возросло количество рассматриваемых  дел.

С принятием  Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном  законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.

Как указывалось  выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение  между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом  в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там  свободной рыночной экономики в  послевоенное время. В 1949 г. были разработаны  два законопроекта: об обеспечении  конкуренции путем повышения  эффективности и о ведомстве  по монополиям. Работа в этом направлении  была продолжена и завершилась принятием  в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил  сокращенное название Картельного  закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван  регламентировать ограничения конкуренции  не только в форме картелей. В  последующие годы в Картельный закон  были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует  в редакции 1989 года. Вступив в  силу 1 января 1990 г., он так теперь и  датируется. Следует отметить, что  Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и  принципе контроля и регулирования  монополистической деятельности. Как  и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые  в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной  практики. Так, если Закон Шермана  объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме  того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному  контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

Опыт  законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных  источниках правового регулирования  пресечения недобросовестной  конкуренции  и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные  законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права  в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные  или антитрестовские законы и  судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

Основным  документом, регламентирующим конкурентные отношения в Республике Беларусь, является закон «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» этот закон определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности.

Основным  государственным органом, реализующим  антимонопольное законодательство РФ, стал образованный в 1992 г. государственный комитет РФ по антимонопольной политике. Позднее он был преобразован в Министерство по антимонопольной политике. Затем эти функции стало выполнять Министерство предпринимательства и инвестиций. В настоящее время методологическим и информационно-аналитическим центром в области антимонопольного законодательства является департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства Экономики РФ. В этом департаменте сосредоточена вся информация о реальном состоянии республиканских и местных торговых рынков, на основе которой разрабатываются подходы и осуществляется антимонопольное регулирование экономики.

С целью  реализации антимонопольного законодательства в 2000 г. было утверждено положение «О государственном реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РФ». Это реестр имеет двухуровневую структуру: республиканский и местный уровни.

Реестр  включает 3 раздела: 1) перечень хозяйствующих  субъектов, относящихся к естественной монополии; 2) перечень хозяйствующих  субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется  государственное регулирование  цен путем установления предельного  уровня рентабельности; 3) перечень хозяйствующих  субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется  государственное регулирование  цен путем их декларирования в  органах ценообразования.

За деятельностью  субъектов хозяйствования, включенных в реестр, осуществляется наблюдение со стороны государственных органов  путем анализа государственной  статистической отчетности. Основанием для включения предприятия в  реестр является установление факта  его доминирования на соответствующем  товарном рынке.

2. Перераспределение доходов

Справедливо ли рыночное формирование доходов. Что предпочесть – рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или государственное распределение,  корректируемое рынком.

Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства  в сферу доходов с целью  их перераспределения. Благодаря этому  правительство получает средства, необходимые  для удовлетворения общих потребностей (охрана, экология, развитие производственной и  социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в  производстве, нетрудоспособных, а  также малообеспеченных групп населения.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямыми  и косвенными способами, включающими:

-  фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции. 

-  минимального уровня зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях. 

-  налоговая ставка увеличивается по мере роста номинального дохода.

Изменения в системе налогообложения и  в процентной ставке – таковы два  мощных инструмента для регулирования  поведения получателей дохода в  рыночной экономике. Налоги определяют величину реального дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет величину потребляемой части  дохода.

Важным  элементом государственного регулирования  доходов является определение верхнего предела номинальной зарплаты, который  должен сдерживать развитие инфляционной спирали «цена – заработная плата» Эта мера образует основной элемент  политики сдерживания, означая на практике «замораживание» зарплаты и цен. Политика сдерживания ограничивает инфляционное повышение платежеспособного  спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Социальная  значимость перераспределения доходов  для стабильности  рыночного общества очень велика. Государство, осознавая  это, стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих  и подрыва у  экономически активного населения  стремления к высокодоходной деятельности.

 Стремление  к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную  справедливость, всегда сопровождается  падением экономической эффективности.

Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую  эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной дифференциации общества.

Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между социальной справедливостью  и экономической эффективностью.

Конечно, «рыночное» распределение доходов  несправедливо, но оно в состоянии  компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт  в размерах, достаточных для поддержки  малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.

«Справедливое»  же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что  справедливо распределять становится просто нечего.

С этих позиций приходится признать, что  «несправедливая  экономическая  эффективность» сегодня имеет объективное  преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью».

В данной ситуации функция государства заключается  в том, чтобы не допустить значительного  расслоения населения, тем самым  сблизить экономическую эффективность  и социальную справедливость, для  обеспечения социально-экономического прогресса.

 

Заключение 

     Изучение  данной темы весьма важно в изменяющихся реалиях и наталкивает на ряд  вопросов. Во-первых, действительно  ли так важна экономическая функция  государства? Изучив материал по данному  вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких  плодов, но и разрушит государство  изнутри. В данной работе этому вопросу  уделено центральное место. Для  его раскрытия был произведён анализ сущности, генезиса, видов и  способов реализации экономической  функции государства, что и являлось целью данной работы.

     Во-вторых, существует ли «золотая середина» в  сфере влияния государства на экономику и, если существует, то, как  её найти? Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика  не должна быть излишне «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую  свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой  экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

Информация о работе Экономическая функция государства