Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, реферат
Цель этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
Кратко описать основные функции государства;
Раскрыть сущность экономической функции государства;
Введение 3
1.Экономическая функция государства. 4
1.1. Правовые основы организации управления экономикой 4
1.2. Антимонопольное законодательство 6
2. Перераспределение доходов 9
Заключение 12
Список литературы 14
Возвращаясь
к генезису антимонопольного законодательства,
необходимо отметить, что исторически
сложилось два типа антимонопольных
законов. Первый из них предусматривает
формальное запрещение монополии, второй
строится на принципе контроля за монополистическими
объединениями и ограничения
их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском
законодательстве США и европейской
системе антимонопольного законодательства,
которая предусматривает
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Основная
особенность антитрестовского законодательства
США заключается в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признания
их незаконными изначально, в то
время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на принципе
регулирования
Кроме
этого, американские суды со временем
стали использовать и другие средства
регулирования конкуренции, что
в целом открыло для них
и возможность более гибкого
подхода к регламентации
Ярким
примером страны с европейской системой
патентного законодательства является
Великобритания. В целом оно либеральнее
американского антитрестовского законодательства,
так как следует традиционной
британской политике свободы торговли
и минимизации прямого
Становление
современного антимонопольного законодательства
в Великобритании связано с принятием
в 70-х годах XX столетия ряда нормативных
актов в области
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.
Как указывалось
выше, антимонопольное
Опыт
законодательства промышленно развитых
стран свидетельствует о
Основным документом, регламентирующим конкурентные отношения в Республике Беларусь, является закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» этот закон определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности.
Основным государственным органом, реализующим антимонопольное законодательство РФ, стал образованный в 1992 г. государственный комитет РФ по антимонопольной политике. Позднее он был преобразован в Министерство по антимонопольной политике. Затем эти функции стало выполнять Министерство предпринимательства и инвестиций. В настоящее время методологическим и информационно-аналитическим центром в области антимонопольного законодательства является департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства Экономики РФ. В этом департаменте сосредоточена вся информация о реальном состоянии республиканских и местных торговых рынков, на основе которой разрабатываются подходы и осуществляется антимонопольное регулирование экономики.
С целью
реализации антимонопольного законодательства
в 2000 г. было утверждено положение «О
государственном реестре
Реестр включает 3 раздела: 1) перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; 2) перечень хозяйствующих субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; 3) перечень хозяйствующих субъектов, неотносящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.
За деятельностью
субъектов хозяйствования, включенных
в реестр, осуществляется наблюдение
со стороны государственных
2. Перераспределение доходов
Справедливо ли рыночное формирование доходов. Что предпочесть – рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или государственное распределение, корректируемое рынком.
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (охрана, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных, а также малообеспеченных групп населения.
Перераспределение
доходов правительство
- фиксированных
доходов и трансфертных платежей при определенном
законом проценте инфляции.
- минимального
уровня зарплаты как базы оплаты труда
на всех предприятиях.
- налоговая ставка увеличивается по мере роста номинального дохода.
Изменения в системе налогообложения и в процентной ставке – таковы два мощных инструмента для регулирования поведения получателей дохода в рыночной экономике. Налоги определяют величину реального дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет величину потребляемой части дохода.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной зарплаты, который должен сдерживать развитие инфляционной спирали «цена – заработная плата» Эта мера образует основной элемент политики сдерживания, означая на практике «замораживание» зарплаты и цен. Политика сдерживания ограничивает инфляционное повышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.
Социальная значимость перераспределения доходов для стабильности рыночного общества очень велика. Государство, осознавая это, стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активного населения стремления к высокодоходной деятельности.
Стремление
к равенству доходов,
Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной дифференциации общества.
Таким
образом, выбор между равенством
и неравенством доходов превращается
в выбор между социальной справедливостью
и экономической
Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.
«Справедливое» же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.
С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью».
В данной
ситуации функция государства
Заключение
Изучение
данной темы весьма важно в изменяющихся
реалиях и наталкивает на ряд
вопросов. Во-первых, действительно
ли так важна экономическая
Во-вторых, существует ли «золотая середина» в сфере влияния государства на экономику и, если существует, то, как её найти? Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.