Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет играет важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода.

Оглавление

Введение 3
Экономическое содержание и функции бюджета государства 4
Заключение 8
Практическое задание (вариант 2) 10
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

контрольная БС_1-2 вариант.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра финансов, бюджета  и страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

Вариант  № 1/2

 

 

 

Студент:

Специальность: Финансы и кредит

Группа: периферия 

№ зачетной книжки

Преподаватель: доцент

 

 

 

Содержание

 

Введение           3

Экономическое содержание и функции бюджета государства  4

Заключение          8

Практическое задание (вариант 2)       10

Список литературы         39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

 Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет играет важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода.

 

 

 

 

 

Экономическое содержание и функции бюджета государства

 

Государственный бюджет (от англ. budget — чемодан, мешок с  деньгами) — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его  денежных доходов и расходов и  имеющий силу закона.

Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.

Доходы государственного бюджета:

- Налоги на доходы юридических и физических лиц;

- Поступления от реального сектора (налог на прибыль);

- Поступление косвенных налогов и акцизов;

- Пошлины и неналоговые сборы;

- Региональные и местные налоги.

Расходы государственного бюджета:

- Промышленность;

- Социальная политика;

- Сельское хозяйство;

- Государственного управление;

- Международная деятельность4

- Оборона;

- Правоохранительная деятельность;

- Наука;

- Здравоохранение.

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения  доходов и расходов.

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над  его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место  только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над  его доходами. Бюджетный дефицит  может возникнуть в результате экономической  политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Функционирование бюджета  предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков  происходит распределение ВВП (валовой внутренний продукт) и национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт.

Функции бюджета:

1. Распределительная  функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных  средств по уровням государственной  и территориальной власти и  управления. В развитых странах  через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики. В  ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий  и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Путем централизации  в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность  обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности  — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Финансовое обеспечение  социальной сферы. Посредством  бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный  бюджет проходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

4. Контрольная функция.  Она предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую рольв воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при  этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет  социальная направленность бюджетных  расходов. В силу кризисного этапа  переходного периода приоритетом  социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Составление проекта  бюджета района

Вариант №2

Исходные данные для составления проекта бюджета  района

I. Данные для расчета доходов бюджета.

1. Налог на имущество физических лиц.

В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 тыс. руб. До конца года указанная сумма  поступит полностью. На следующий год  налог на имущество физических лиц  планируется с ростом на 25% против уровня текущего года.

2. Земельный налог.

Прогнозные поступления  земельного налога в местные бюджеты  рассчитываем по следующей формуле:

Ni = (HHi *Kн - Ппзи) *Нс.г.н.,

где Ni – прогноз поступлений земельного налога в бюджет района;

HHi – сумма начисленного земельного налога в предыдущем году на территории района;

Kн – коэффициент, учитывающий индексацию ставок земельного налога;

Ппзи – сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района;

Нс.г.н. – нормативы отчислений в местный бюджет земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и за другие земли несельскохозяйственного назначения, установленные федеральным законодательством.

3. Единый налог на  вмененный доход.

В текущем году данный налог начислен в сумме 272 000 тыс. руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год единый налог на вмененный доход планируется с ростом на 15% против уровня текущего года.

4. Транспортный налог  (от физических лиц).

Планирование транспортного  налога осуществляется по формуле:

ТН =  М* Ст,

где ТН – планируемая  на соответствующий финансовый год  сумма транспортного налога;

М – общая мощность в лошадиных силах;

Ст – ставка транспортного  налога по категориям транспортных средств, установленная законодательством.

5. Налог на доходы  физических лиц.

Планирование налога на доходы физических лиц осуществляется по формуле:

НДФЛ = (СД - НЧСД) · Ст,

где НДФЛ – планируемая  на соответствующий финансовый год  сумма налога на доходы физических лиц;

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства