Экономические функции государства

Автор: Алина Кузовникова, 22 Августа 2010 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Необходимость государственного вмешательства
в экономику и его границы………………………....6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе………………………………………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………..12
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику………………………………..…….15
1.4. «Провалы» государства………………………..21
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике……23
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………………......25
2.2. Стабилизационная функция…………………..28
2.3. Аллокационная функция……………………...29
2.4. Распределительная функция……………….…36
2.5. Регулирующая функция……………………....38
Глава 3. Экономическая роль государства в современной России……...............................................................41
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер¬ты……………………………………42
3.2. Роль государства в кризисной экономике…...44
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……….47
Заключение…………………………………………………...51
Список литературы…………………….…………………….53
Приложение А………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Экономические функции государства.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

2.1. СОЗДАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

      Прежде  всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

      История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

      Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название антимонопольной. Антимонопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

      Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер  правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

      Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

      С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.

      Исходя  из этих двух тенденций, государство  строит антимонопольную политику.

      Можно выделить три направления антимонопольной политики.

      Во-первых, борьба с монополизацией.

      Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний  фирм.

      В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования  картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

      К числу других наиболее широко применяемых  методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

      1) предельное упрощение процедуры  создания новых фирм;

      2) снятие всех барьеров во внешней  торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

      3) принудительное разделение крупнейших  фирм-монополистов на несколько  более мелких и независимых друг от друга.

      4) введение государственного контроля  за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

      5) введение в особо сложных случаях  (чаще всего это относится к  естественным монополиям) прямого  государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

      6) наказание фирм за проведение  политики ценовой дискриминации.

      Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными  являются одни направления антимонопольной  политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

      Однако  некоторые формы монополии современная  экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:

    • создания уникального товара;
    • эффективного маркетинга;
    • разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

      Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

      Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

    1. предупреждение создания монополий;
    2. ограничение использования монопольной власти.

      Демонополизация осуществляется путем либерализации  рынков. Это достигается гибким маневрированием  таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

      Антимонопольная политика государства способна нанести  вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

            Итак, не во всех случаях  антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

      В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

      Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.

      Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала “нормальной” и снижались издержки. 

2.2. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

       Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

       1) разработать и принять специальное  антимонопольное законодательство;

       2) сформировать системы органов,  осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

      Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а  часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует  достаточная конкурентная среда  рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

      В целях стабилизации экономики государство  должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме. 

  2.3. АЛЛОКАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА 

      В основе модели конкурентных рынков лежит  понятие частной собственности. Частная собственность предоставляет индивиду возможность владеть некоторым благом и, таким образом, позволяет ему не допускать других людей к тем выгодам, которые это благо обеспечивает. В то же время существует набор прав собственности, который воплощен в структуру общественных законов.

      Возведение заборов, установка надписей «вход воспрещен», клеймо, поставленное на рогатый скот  - это примеры элементов, разработанных, чтобы создать и сделать  

      возможным существование частной собственности. Когда люди обмениваются товарами и  услугами (независимо от того,  рыночная или нерыночная торговля), они фактически обмениваются частной собственностью.

        Для определения границ частной  собственности, присмотра за её  соблюдением, обмена частной собственностью необходимы денежные расходы. Чем более сложной является частная собственность, тем больших затрат требуется для присмотра за ней. Любое изменение прав собственности, связанное с благом, приведёт его (благо) к такой конкурентоспособности и цене, при которой оно (благо) может быть обменено на другое благо.

Информация о работе Экономические функции государства