Экономические функции государства

Автор: Алина Кузовникова, 22 Августа 2010 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Необходимость государственного вмешательства
в экономику и его границы………………………....6
1.1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе………………………………………...6
1.2. Фиаско рынка…………………………………..12
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику………………………………..…….15
1.4. «Провалы» государства………………………..21
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике……23
2.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………………......25
2.2. Стабилизационная функция…………………..28
2.3. Аллокационная функция……………………...29
2.4. Распределительная функция……………….…36
2.5. Регулирующая функция……………………....38
Глава 3. Экономическая роль государства в современной России……...............................................................41
3.1. Социально-экономический кризис в России: основные чер¬ты……………………………………42
3.2. Роль государства в кризисной экономике…...44
3.3. Задачи ново¬го этапа реформ в России……….47
Заключение…………………………………………………...51
Список литературы…………………….…………………….53
Приложение А………………………………………………..54

Файлы: 1 файл

Экономические функции государства.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

      Определение чистого общественного блага  подразумевает, что при неконкурентности потребления, несмотря на увеличение количества потребителей еще на одного не приведёт к уменьшению потребления этого блага любым другим индивидом. Неконкурирующие товары - не обязательно неисключаемые. Стадион или мост являются неконкурирующими товарами; но простые элементы исключения, например ворота, могут применяться и сделать эти товары исключаемыми.

          Говоря об аллокативной функции  государства, нельзя не затронуть использование природных ресурсов, что является актуальным как для развитых, так и развивающихся стран. Но, если в развитых странах, в целом, природные ресурсы очень сильно истощены и используются рационально, то в развивающихся странах их ещё достаточно и их слабо ценят.

      Стоит сказать, что в некоторых развивающихся  странах правительство уже начинает понимать то, что природные ресурсы  являются ограниченными. Важнейшими целями политики эффективного использования природно-ресурсного потенциала нашей страны для удовлетворения текущих и перспективных потребностей масс являются:

  • осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное, ресурсорасточительное природопользование;
  • создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
  • совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.

      Для решения перечисленных задач  необходимо разработать и начать реализацию государственной природно-ресурсной политики, охватывающей проблемы нормативно-правового, экономического, учётно-статистического обеспечения рационального природопользования. Была завершена подготовка нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Целесообразно продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями скидок за истощение недр при низкой экономической эффективности разработки месторождений.

      Необходимо  повысить эффективность государственного управления природопользованием, усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства.  

2.4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА.

      Вдобавок  к тому, что экономисты озабочены  аллокационной эффективностью рынков, они (экономисты) также затрагивают распределение доходов и благосостояния между такими потребительскими единицами, как индивиды и домашние хозяйства. Распределение богатства зависит от распределения права наследования богатства и накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение дохода зависит начального распределения квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

      Результат распределения доходов, богатства  и благосостояния может не соответствовать  тому, что общество ожидает и считает  справедливым. Рынок представляет собой  бесчувственную машину. Возникающее  на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, имеют скромное образование и квалификацию. Эти люди, в большинстве своём, не унаследовали никаких материальных благ. Их доходы очень малы. Причём такие члены общества, как престарелые, люди с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми зарабатывают очень мало или вообще не имеют доходов в рамках рыночной системы.  Короче говоря, одним из наиболее ярких рыночных недостатков является значительное неравенство в распределении денежного дохода и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

      Проблема, которая стоит перед обществом, заключается в том, чтобы решить, что оно (общество) больше всего предпочитает в распределении доходов и благосостояния, и затем рассматривать альтернативные меры, которые смогут превратить существующее распределение в наиболее предпочитаемое. Установление наиболее предпочитаемого распределения доходов и благосостояния является, очевидно, сложной проблемой. На протяжении веков эта проблема интенсивно обсуждалась состоятельными экономистами и философами-моралистами. Для современных целей оптимальное распределение доходов не представляет непосредственного интереса. Сегодня для нас представляет интерес то, что действительно ли имеется функция государства, отвечающая за наиболее предпочитаемое распределение доходов и благосостояния.

      Например, почему является невозможным перераспределение  доходов и благосостояния посредством  системы частных перераспределений, созданных добровольно, с помощью благотворительной деятельности? Аргумент - такое перераспределение не может существовать в крупных масштабах. Более того, некоторые индивиды могут легко осознать суть данной системы и стать бесплатниками. В то время как система частной благотворительной деятельности была бы способной осуществлять перераспределение, было бы невозможно заняться проблемами, связанными с перераспределением, в "зародыше". В заключении стоит сказать, что в отсутствие координирующей политики действия одних благотворительных организаций могли бы привести к конкуренции с другими таковыми.

      Государство находится в лучшем положении, чтобы  заниматься политикой координации  и перераспределения. А, так как  государство обладает возможностями обязательного налогообложения, то оно лучше перераспределяет доходы в больших масштабах. Кроме того, государство может решать проблемы (связанные с распределением доходов), которые являются результатом несовершенства на рынках факторов, например, оценка факторов производства монополией. 

      Государство взяло на себя задачу по уменьшению неравенства доходов в обществе. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия безработным, остронуждающимся и инвалидам. Программы социального обеспечения оказывают финансовую помощь больным пенсионерам и престарелым. Государство передаёт доходы тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вообще его не имели. Во-вторых, государство изменяет распределение доходов и путём рыночного вмешательства (модификация цен, установленных рыночным механизмом). Гарантирование цен и законодательство о минимальных заработных платах являются примерами того, как государство  фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения.

      Реформирование  системы оплаты труда должно осуществляться на базе экономических методов, преимущественно  через налоговое регулирование  денежных доходов, механизмов социального партнёрства и системы договорённостей между предпринимателями и наёмными работниками.

      Многоукладность экономики и развитие рыночных отношений  требуют разработки принципиально  новой модели пенсионного обеспечения, адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям и гарантирующей конституционные права граждан. Целью реформирования станет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для развития дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости. 

    2.5. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

      Регулирующая  функция государства была затронута  мной тогда, когда рассматривалась  аллокационная функция государства. Было замечено, что государство может регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей. Но почему  потребители не могут защищать свои интересы самостоятельно; почему государство берёт на себя эту роль? Скорее всего, потому, что для индивидуального потребителя получение информации относительно безопасности изделия является более проблематичным. Таким образом, государство устанавливает систему регулирования и  контроля, которая имеет более простой доступ к такой информации (непосредственный или косвенный). Другой ответ на вопрос предполагает то, что индивид не  способен к защите своих интересов непосредственно, так как он не обладает достаточным количеством ресурсов.

      Государственное регулирование   призвано   координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

      Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала. На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

        Государственное регулирование  ограничивает как дискредитацию,  так и излишнюю свободу потребителя  законодательным путём. Общественное  регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования (например, Совет Фондовой биржи), в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

      Почему  необходимо регулирование? Шумпетер доказал, что капиталистическая система произвела бы такой социальный порядок, который был бы наиболее враждебным для потребителя и требовал бы регулирования. "Регулирование существует для защиты общественных интересов от дисфункций некоторых нерегулируемых рыночных результатов, например, иррациональности и эгоизма свободных капиталистических рынков. Некоторые утверждали,  что регулирование представляет собой замену «невидимой руки» «кулаком».

      Контролирование и ограничения разработаны, чтобы увеличить благосостояние некоторых групп внутри общества,  защищая их интересы. Государство, следовательно, вмешивается и регулирует аллокационную функцию рынка посредством антимонопольного законодательства (контролируя размещение таких торговых единиц как Фондовая биржа) и законодательства по защите прав потребителя (защита потребителя от обмана, защита здоровья потребителя), создания условий труда, а также управления коммерческим радио- и телевещанием.

      Кроме того, государство регулирует денежные запасы, цены на коммунальные услуги и национализированные отрасли промышленности и, через политику цен и доходов, многие из аллокационных решений в экономике.

      Действительно ли регулирование эффективно? Это  спорный вопрос, который зависит от многих факторов. Во-первых, регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль. Во-вторых, регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам. В-третьих, надзор становится обычным и предсказуемым. Поэтому, в итоге, ресурсы распределяются, уклоняясь от регулирования.

      Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов и производства общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные доходы на общественные блага и услуги, а с другой - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

Информация о работе Экономические функции государства