Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:34, курсовая работа
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины.
б) Следующим представителем классической политэкономии во Франции стал финансист и конкурент Ло, ирландец по происхождению Ричард Кантильон (1680—1734), написавший на рубеже 1720—30-х гг. работу «Исследование о природе торговли», которая была опубликована уже после его смерти в 1755 г.
Предмет и метод
В качестве предмета исследования Кантильон выделял прежде всего земледелие. В его методологии можно подчеркнуть метод абстракции, когда он рассматривает разные модели экономики — натуральное хозяйство, прямой товарообмен, товарно-денежное хозяйство.
Основные теоретические
3. Деньги. Кантильон подробно исследовал проблему соотношения денежной и товарной массы, указывая, что увеличение денег в обращении не ведет, к автоматическому росту цен во всем народном хозяйстве. Во-первых, рост цен осуществляется неравномерно по разным регионам, во-вторых, необходимо принимать во внимание безналичные расчеты, и в-третьих, следует учитывать перелив денег между странами, связанный с международной торговлей.
4. Денежный капитал. Кантильон указывал, что изменение денежной массы в обращении не влияет на рынок ссудных капиталов и формирующуюся там величину процента.
в) Следующим этапом зарождения классической политэкономии во Франции стала школа физиократов, существовавшая в 1750—70-е гг. Появлению ее способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д'Алам-бер, Монтескье, Гольбах, Гельвеции и др.), которая развивала идеи «естественного порядка». Применительно к экономике эти идеи стал развивать придворный врач Франсуа Кенэ (1694—1774). Его теория имела большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим более широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы», от его выражения «физио-кратия», о котором будет сказано ниже. Однако ученики Кенэ только повторяли его учение, за что их прозвали «сектой». Первые работы Кенэ «Зерно» и «Фермеры» были опубликованы в 1756 г. в качестве статей в знаменитой «Энциклопедии», издаваемой Дидро и д'Аламбером. Среди последующих работ можно указать «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758), «Экономическую таблицу» (1758), «Естественное право» (1765)и др.
Предмет и метод
Первоочередным предметом
Своеобразие методологии Кенэ проявлялось прежде всего в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на свой опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и сознания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», т.е. власть природы. Если же, по мнению Кенэ, люди, и прежде всего власть имущие, действуют вопреки «естественным» законам экономики, она заболевает. Поэтому свою главную задачу школа Кенэ видела в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.
Основные теоретические положения
6. Перераспределение валового национального продукта (общественное воспроизводство, реализация, межотраслевой баланс). Все перечисленные выше термины взаимосвязаны. Для воспроизводства (повторения производства) хозяйствующему субъекту необходимо реализовать готовую продукцию, а на полученные деньги купить новые элементы производства и предметы потребления. Все акты продажи и купли между хозяйствующими субъектами в совокупности означают перераспределение валового национального продукта. Но проследить все акты перераспределения невозможно. i Поэтому для моделирования этих процессов хозяйствующих субъектов объединяют в отраслевые группы и рассматривают акты купли-продажи между отраслями. Такая модель называется межотраслевым балансом. В теории Кенэ был представлен первый опыт создания межотраслевого баланса, который он назвал «Экономической таблицей». В «Экономической таблице» была представлена трехсекторная модель народного хозяйства, где между секторами происходит перераспределение валового национального продукта (см. ниже). Три сектора были представлены у Кенэ как три указанных выше класса. В таблице было показано, что «чистый продукт», создаваемый в обществе, потребляется только земельными собственниками. В связи с этим физиократами было высказано предложение, чтобы земельные собственники-дворяне несли основное налоговое бремя. Естественно, до французской буржуазной революции это было невозможно.
Как уже говорилось выше, ученики Кенэ слепо повторяли его учение, за что и были прозваны «сектой». Поэтому единственным продолжателем теории Кенэ был формально не входивший в «секту экономистов» Анн Робер ЖакТюрго (1727—1781). В своей основной работе «Размышления о создании и распределении богатства», написанной в 1766 г. и опубликованной в 1776 г., он дает ряд новых теоретических положений.
4. Стоимость
и цена. Стоимость у Тюрго определяется
полезностью вещи, а цена — соотношением
спроса и предложения, в ос
нове которых лежат оценки полезности
вещи покупателем и про
9. ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ
ПОЛИТЭКОНОМИИ В ТЕОРИИ А. СМИТА
Основное произведение Адама Смита (1723—1790), профессора философии в университете Глазго (Шотландия), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стало, с одной стороны, подведением итогов предшествующих достижений классической политэкономии, а с другой стороны — началом нового этапа — этапа ее всемирного господства.
В это время в Англии шло активное развитие промышленности. Пока она еще была на мануфактурной стадии, когда ручной труд за счет разделения технологического процесса на простейшие операции вышел на более высокий уровень производительности, чем ремесло. Но уже в том же Глазго Дж. Уатт работал над созданием парового двигателя. Причем, когда цех, к которому принадлежал Уатт, запретил ему проводить свои опыты, научная общественность города, включая Смита, добилась для Уатта разрешения продолжать их в университетской лаборатории. В результате в 1784 г. был создан двигатель, на базе которого начался переход к машинному производству, получивший название «промышленный переворот».
Предмет и метод
Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей.
В сфере же методологии он был сторонником идеи «естественного порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. Так, в работах французского философа Гельвеция, с которым Смит был лично знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде, которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.
Развивая эти идеи применительно к экономике, Смит выдвинул абстракцию «экономический человек», характеризующую в чистом виде действия людей в экономике. «Экономический человек», по мнению Смита, руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.
Обмен, по Смиту, заложен только в природе человека, который этим отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика, по мнению Смита, «естественны» для человека.
Другой методологической категорией Смита была «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, писал он, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» Смита — это объективные экономические законы, действующие независимо от воли и сознания людей.
Соединяя понятие «невидимой руки» с категорией «экономический человек», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы... часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется, по его мнению, тем, что, действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет прежде всего свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже. Таким образом, Смит обосновывал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, получившую название концепции «экономического либерализма». Она приобрела широкую популярность в начале XIX в. и просуществовала в качестве господствующей в классической, а потом в неоклассической экономической теории до середины 30-х гг. XX в.
Основные теоретические положения
В то же время происхождение разделения труда на микро- и макроэкономическом уровне различно. Если в мануфактуре специализацию рабочих задает управляющий, то в народном хозяйстве его создает, по мнению Смита, «невидимая рука». «Разделение труда... отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собой последствие... определенной склонности человеческой природы... а именно склонности к мене, торговле». В свое время Платон считал, что разделение труда в обществе существует потому, что у каждого человека есть только одна способность. В соответствии с концепцией «экономического человека» Смита можно добавить, что эта способность доставляет ему наибольшую выгоду и ведет к специализации производителей в рыночном хозяйстве. «...Уверенность обменять весь тот излишек продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту часть продукта труда других людей, в которой он может нуждаться, побуждает каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию».
3. Деньги, по Смиту, это товар, стихийно выделившийся в процессе обращения на роль всеобщего эквивалента. «...Человек... естественно должен был стараться так устроить свои дела, чтобыпостоянно, наряду с особыми продуктами своего собственногопромысла, иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен», «...во всех странах люди... сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам». Таким образом, деньги уже не трактовались как некий искусственный инструмент, сознательно созданный людьми. Среди функций денег Смит выделял функцию средства обращения. Он считал целесообразным замену металлических денег банкнотами под соответствующее обеспечение банка.