Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:34, курсовая работа
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины.
К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть Источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечает Аристотель, «процент есть деньга от денег, так что из всех отраслей приобретения эта — наиболее противна природе».
Таким образом, в сочинениях античных философов уже отчасти присутствует теоретический подход к экономическим проблемам. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике — примером систематизации экономических явлений.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКО
Характеристика эпохи
Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарождение капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы сосуществовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и корпорации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права человека» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной,- а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и католическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви.
Предмет и метод
Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономические воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения человека. Это спасение не носило персонального характера. Теология в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеждена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели — интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов.
Во всех
текстах средневековых авторов
доминирует нормативный метод исследования. Он
проявляется в том, что преобладают
оценочные суждения с позиций христианской
морали. Кроме того,рассуждения авторов носили в основном
априорный, умозритель
ный характер и выводились на основе
логики, весьма изощренной. Помимо этого
важным элементом доказательства являлась
ссылка на авторитет (Священное Писание
или труды отцов церкви). ;
Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, с одной стороны, как божественное творение, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, испорченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.
В отношении двойственного
В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схоластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, такие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство человека. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных законов в определенной исторической ситуации.
В отношении этих законов действует строгая нормативная установка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззрений. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).
Основные положения экономических воззрений
Фомы Аквинского
Средневековая мысль не являлась однородной. Несмотря на необходимость ссылаться на общий источник — Священное Писание, в богословии существовали различные школы и направления, между которыми часто возникали дискуссии. Мы остановимся на авторе, который являлся одним из самых влиятельных мыслителей этой эпохи, — Фоме Аквинском и на примере его воззрений проиллюстрируем особенности средневековой экономической мысли.
1. Богатство. По мнению Фомы Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос — как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного.
Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью.
2. Частная собственность. С точки зрения Фомы Аквинского,человек
имеет право на владение теми вещами, в
которые он вло
жил часть своей души. Это право творца
на свое творение. В первую очередь речь
идет о результатах труда человека, о тех
вещах,
в которые вложены усилия, старания, творчество
мастера. Человек имеет также право передавать
и получать вещи по наследству,
потому что всякий трудится не только
ради себя, но ради семьи и своих потомков.
Необходимость частной собственности Фома Аквинский объясняет и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, т.е. обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или иной вещью.
Тем не менее потенциально сохраняется естественное право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользоваться человек в случае крайней нужды. Он имеет право присвоить себе чужую собственность и не должен быть осужден За это.
3. Социальное неравенство. Фома
Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид
— справедливость при обмене. Она
основана на равенстве обмениваемых товаров,
откуда вытекает понятие «справедливой
цены» и «справедливого возмещения»,
о чем еще будет сказано ниже. Второй
вид — справедливость при распределении.
Этот вид используется при определении
справед
ливой доли каждого члена общества в общем
продукте. Распределительное право основано
не на арифметическом равенстве, а на
пропорциональном равенстве, означающем,
что доли при распределении должны соответствовать
положению человека в обществе,значимости
выполняемых им функций. Справедливость
здесь заключается в воздаянии по заслугам.
Поскольку каждое общество является иерархичным,
то и заслуги членов этого общества различны.
Следовательно, различными должны быть
и уровни их доходов.
4. Справедливая цена. Рассуждения Фомы Аквинского
о справедливой цене в первую очередь
опираются на понятие обменного права
(справедливости при обмене), о котором
уже говорилось.«Справедливая цена» должна
обеспечивать равенство при обмене,т.е.
каждый участник сделки должен отдать
ровно столько, сколько он получил. Вопрос
в том, как определяется «справедливая
цена».Согласно рассуждениям Фомы Аквинского,
она является результатом субъективных
оценок двух обменивающихся сторон. В
первую очередь это субъективная оценка
продавцом той меры ущерба, которую он
понесет, продав данный товар. Этот ущерб
в целом соотносится с издержками на приобретение
или производство данного товара. Ноне
менее важным является и субъективная
оценка покупателем ценности данного
товара, т.е. меры своей потребности в нем.
Продавец также должен учитывать качество
товара, устанавливая на него цену. В дальнейших
рассуждениях
Фома Аквинский в основном в качестве
«справедливой цены» рассматривает среднюю
цену, установившуюся на рынке на данный
товар при средних условиях.Фома Аквинский
большое внимание уделяет случаям нарушения
правил справедливого обмена. Одним из
них является сознательное искажение
качеств товара продавцом. Продавец обязан
снизить цену, если его товар обладает
даже скрытыми, но известными ему дефектами.
Но при этом он не обязан афишировать данные
дефекты перед покупателем. Покупатель
сам должен их обнаружить или догадаться
о них, узнав о более низкой цене.
Другим мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. Продавец не имеет права завышать цену в этом случае. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как лагодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его средняя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать цену, которая будет соответствовать этой субъективной оценке.
5. Оценка торговли. Фома
Аквинский не осуждает торговлю,считая,
что купец выполняет важную функцию, доставляя
това
ры туда, где в них больше всего нуждаются.
За это он имеет право получать прибыль.
Но в то же время торговец обязан соблюдать
два правила. Во-первых, он должен соотносить
цену товара с затратами на его приобретение
и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться
за прибылью ради самой прибыли.
6. Ссудный процент. Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму. Процент представляет собой дополнительную плату за пользование деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими — одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды. Это все равно, как если бы винодел продавал вино и отдельно — право это вино выпить.
Средневековая экономическая мысль России
Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того,«российское государство унаследовало от татар определенные чер|ты восточной деспотии.
Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг. XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трактаты более раннего времени, с использованием богословской аргументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государственном управлении, подобно рассмотренным выше древневосточным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовавшим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».
„Рассмотрим несколько примеров.
Богатство однозначно
осуждается Ермолаем: «Понеже бовсякое
богатство от властвующих коварств насилием
или некими
ухищрениями много сбираемо, от своего
же труда много богатства никому не мощно собрата».
3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргументирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьянских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Характеристика эпохи
Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали колоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры ив том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская философия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой большое место было отведено экономическим проблемам.