Экономическая мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины.

Файлы: 1 файл

История печать.docx

— 201.71 Кб (Скачать)

Предмет и метод

Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным методологическим положением была идея о взаимосвязанности явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».

Основные теоретические положения

1. Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Хальдун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивилизацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующее арабское слово.)

С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наемных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальдуна, — это аппарат насилия над собственным народом.

В связи с этим на третьем этапе  у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу государства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.

Третий  этап развития общества, представляя  наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его гибели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновременно это порождает снижение деловой активности людей, «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением разрушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армий, и это государство будет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и далее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.

  1. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.
  2. Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их вдругую страну, где на эти товары больший спрос».
  3. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золото и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого движимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и сокровища».

 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА

Характеристика эпохи

Активизация экономической жизни  в европейских странах начинается еще в XII—XIII вв. благодаря увеличению численности населения, развитию торговли, росту безопасности дорог и т.д. Постепенно множатся торговые связи, торговый оборот стимулирует развитие промышленности, развивается кораблестроение. Но в XV в. этот процесс приобретает новое качество. Начинается эпоха Великих географических открытий.

Поиск новых земель и  рынков был в первую очередь спровоцирован острым дефицитом драгоценных металлов, которые в ту эпоху выполняли функцию денег. Этот дефицит возник из-за роста торговых операций. Помимо этого европейские страны стремились найти новые, морские пути в Индию — источник пряностей. Сухопутный путь на Восток через Сирию и Малую Азию был единственным и контролировался венецианскими купцами. Другие страны (Испания, Португалия, позднее Англия) оказывались исключенными из этих внешнеторговых операций. Помимо этого сухопутная торговля велась с помощью большого количества перекупщиков, что значительно удорожало товар. В конце концов и этот путь был перекрыт в результате завоевания турками Византии в 1453 г.

Стремление найти новые  возможности достичь Индии привело к освоению морских путей вдоль Африки, а с возрождением идеи круглой Земли — и к организации экспедиций на Запад, результатом которых стало открытие Америки. В результате на протяжении XVI—ХУН'вв. осваиваются новые территории и устанавливаются новые торговые связи (Испания — Перу и Мексика, Англия и Франция — Северная Америка, Россия — Северная Азия).

Успехи внешней  торговли значительно меняют облик  Европы. Хлынувший поток драгоценных металлов из новых земель приводит к первой инфляции, так называемой «революции цен» (рост цен в 2—4 раза за период с 30-х гг. до конца XVI в.). Растут торговые обороты и торговые прибыли, начинается активный процесс накопления капиталов, постепенный рост и модернизация промышленности (появление мануфактур) с целью переориентации ее на товарное производство (а не мелкое, соответствовавшее нуждам почти полунатурального хозяйства). Активно растут и усиливаются города.Меняется политическое устройство европейских стран — начинается формирование централизованных государств. Рост внешней и внутренней торговли создает экономическую базу для интеграции разрозненных территорий внутри стран. Улучшаются средства коммуникации. В то же время купцы начинают поддерживать королей в их борьбе за единовластие против феодалов. Они заинтересованы в развитии торговли, а для этого необходимо снятие многочисленных таможенных барьеров между отдельными феодальными владениями, строительство и защита дорог, введение единого налогового законодательства. Все эти преобразования может осуществить только сильная центральная власть.

Растет и социальный статус купечества. За свою поддержку купцы получают средства из казны на организацию торговых экспедиций, политическую и военную поддержку при ведении торговых войн и колониальных завоеваний.

В интеллектуальной жизни также  происходят важные изменения. Начинается борьба за освобождение науки от влияния теологии. Развивается экспериментальная наука. Она дает первые практические результаты, которые порождают огромный оптимизм в отношении способностей человеческого разума управлять миром. В философии также идет борьба за освобождение от богословской традиции мышления. Формируется альтернативный метод анализа — эмпирический, опирающийся не на абстрактные рассуждения, а на опыт. В частности, большой вклад в развитие нового метода внес английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

В целом наука и мышление приобретают  практический характер, они отказываются от исследования абстрактных категорий и обращаются к повседневным проблемам.

Общая характеристика меркантилизма

Начиная с XIV в. постепенно формируется новая, не связанная с другими науками, чисто экономическая концепция — меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ» — купец). Наиболее известными авторами эпохи меркантилизма являются флорентийский купец Бернардо Даванцати (1529—1606), неаполитанец Антонио Серра, француз Жан Боден (1530—1596), англичане Томас Ман (1571-1641) и Дадли Норе (1641-1691).

Предмет. Основной задачей, которую ставили перед собой ав-Цторы экономических трактатов эпохи меркантилизма, является гаоиск средств обогащения нации. Этим определяются особенности предмета анализа. Во-первых, все проблемы рассматриваются на макроуровне. Недаром именно в рамках меркантилизма появляется новое название экономической науки — «политическая экономия». Оно было введено французским экономистом Антуа-ном де Монкретьеном (ок. 1575—1621). Это название предполагает исследование экономических вопросов именно на уровне страны (полиса).

Во-вторых, поскольку основным источником обогащения нации считалась внешняя торговля, то именно сфера обращения является главным предметом анализа. Основные проблемы, которые рассматривались, касались организации внешней и внутренней торговли, регулирования валютных курсов и денежных потоков, «порчи денег», организации кредита.

Сфере производства меркантилистами  также уделялось внимание, но исключительно в связи с тем, что эта сфера является базой для развития эффективной внешней торговли. Главной проблемой была переориентация экономики на нужды экспорта. Поднимались вопросы изменения отраслевой структуры, создания новых форм организации ремесел — мануфактур. Единственным не связанным с интересами торговли вопросом, интересовавшим меркантилистов, было обеспечение занятости населения.

Метод. В целом для меркантилистов характерен макроэкономический подход к анализу экономических явлений. Именно ими было введено понятие «национальное богатство». Оно заменило теологический термин «общее благо» (summum bonum), тем самым освободив экономическую теорию от богословских традиций, но при этом сохранило характерный для средневековой мысли акцент на всеобщем благе, а не на благе индивида. Индивидуализация понятия «богатство» произойдет позже, в период зарождения классической экономической теории.

Еще одной особенностью метода является эмпирическая направленность исследований. С одной стороны, она проявляется в отказе от анализа абстрактных понятий, таких, например, как «справедливая цена», с другой — в постановке и решении чисто практических вопросов, тесно связанных с актуальной экономической политикой. В этой связи меняется и характер выводов. Они теряют нормативный характер, свойственный религиозной мысли, и приобретают чисто прагматическую направленность, связанную с решением проблемы обогащения нации.

Основные теоретические положения

1. Понятие богатства. Богатство рассматривается меркантилистами как количество денег или товарных благ в стране. При этом важным залогом богатства нации они считают наличие ресурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения выгодной торговли. К ним прежде всего относятся природные ресурсы, географическое положение, многочисленность и трудолюбие населения, уровень развития промышленности, а также грамотная политика государства.

Часто встречается  деление на два вида богатства: естественное и искусственное. Впервые оно было введено итальянским меркантилистом А. Серра. Естественное богатство — это то, чем обладает страна в силу климатических и географических условий. В основном сюда относятся продукция сельского хозяйства, а также выгоды, которые имеет страна в торговле в силу своего расположения. Искусственное богатство — это то, что производит промышленность. Его наличие зависит уже от численности населения, его трудолюбия, знаний и умений. Оно имеет большее значение для страны, так как его объемы можно увеличивать посредством определенной политики.

Увязывая богатство с количеством  трудящегося населения, меркантилисты особое внимание уделяли демографическим проблемам, вопросам занятости, а также факторам, определяющим трудолюбие и способности нации.

Но в то же время меркантилисты  считали, что увеличить богатство возможно исключительно за счет внешней торговли. Такая точка зрения вполне объяснима для эпохи, когда практически единственной отраслью, где возможно было накопление крупных капиталов, была внешняя торговля. Оценка положительной роли торговли меркантилистами также во многом напоминает современные идеи «открытого общества». С их точки зрения, страна, которая ведет активную торговлю, имеет больше стимулов для экономического развития (роста производства, уровня потребления, капиталов и т.д.).

2. Теория прибыли. Исключительное значение внешней торговли для меркантилистов объясняется теорией прибыли, из которой они исходили. С их точки зрения, прибыль складывается из превышения цены товара над его стоимостью. При этом для купца стоимостью товара является та цена, по которой данный товар был приобретен. Такой вид прибыли меркантилисты называли «прибыль от отчуждения» {«profit upon alienation»), поскольку она получается в результате «отчуждения» у покупателя денег сверх стоимости товара. Оплата товара выше его первоначальной стоимости рассматривалась не как плата за услуги торговца, а как прямой убыток покупателя. По мнению меркантилистов, торговец ничего не прибавляет к стоимости товара, он лишь перераспределяет имеющиеся богатства в свою пользу, получая прибыль за счет убытка покупателя.

Информация о работе Экономическая мысль