Экономическая мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. (Египет, государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы (Крит), Америки (государства майя, ацтеков, инков) и Африки (Египет). Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины.

Файлы: 1 файл

История печать.docx

— 201.71 Кб (Скачать)

Таким образом, всякая торговая сделка является источником богатства только для одной из сторон, а именно для продавца. Следовательно, для увеличения собственного богатства нужно больше продавать и меньше покупать. На уровне государства это правило означает максимальное расширение экспорта и ограничение импорта, вплоть до законодательного.

Внутренняя же торговля не дает прироста национального богатства. Как писал французский меркантилист Шарль Давенант в «Эссе об ост-индской торговле» (1679): «Оттого, что потребляется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает»1.

3. Проблемы общественного потребления и занятости. Интересными представляются взгляды меркантилистов на проблему потребления предметов роскоши. С одной стороны, роскошь осуждается как пустая трата денег, но только в том случае, если предметы роскоши являются импортными товарами. Напротив, если речь идет о товарах отечественной промышленности, в большинстве случаев меркантилисты утверждают экономическую полезность такого вида потребления.

Кроме того, по мнению меркантилистов, трата  денег на различные изящные безделицы приводит к перераспределению средств из рук богатых в руки бедных, тех, кто эти безделицы производит. Тем самым такое использование доходов способствует созданию новых рабочих мест, росту занятости и в целом повышению уровня благосостояния трудящегося населения. «Страны, где существуют законы против роскоши, обычно бедны, потому что когда люди благодаря этим законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли бы и хотели бы нести, то тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности», — пишет Д. Норе в очерке «О монете».

Фактически меркантилисты ставят проблему уровня потребле-ля как стимула для развития трудолюбия нации, а следователь-ю, роста производства, проблемы, которая в дальнейшем была абыта и поднята только в 30-е гг. XX в. Дж.М. Кейнсом.

Интересами  обеспечения занятости объясняется  и ограничение

юрта. Меркантилисты утверждали, что  деньги, потраченные на токупку импортных товаров, оплачивают труд иностранных ремесленников, в то время как они могли быть потрачены на оплату труда отечественного производителя.

4. Теория денег. Меркантилисты, особенно итальянские и французские, внесли большой вклад в развитие теории денег. Актуальной была проблема «порчи денег», т.е. сознательной чеканки монет с недостаточным содержанием драгоценных металлов. В отличие от средневековых авторов — сторонников номиналистической теории денег большинство меркантилистов придерживалось металлической теории денег и утверждало, что порча монеты лишь ухудшает положение в стране. В частности, финансовый советник Елизаветы 1-й Королевский валютный контролер сэр Томас Грэ-шем (1519—1579) вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема», согласно которому порченые монеты всегда вытесняют из оборота полноценные. Это происходит потому, что, во-первых, люди стремятся оставлять у себя полноценные монеты и пускать в оборот порченые. Во-вторых, только полноценные монеты идут на экспортно-импортные операции, т.е. уходят из страны.

В эпоху меркантилизма  появляются первые примеры количественной теории денег. В работе француза Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товарооборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвигают либо увеличение первого, либо уменьшение второго. В дальнейшем эти идеи получили развитие в работах английского экономиста Томаса Мана.

В большинстве  случаев деньги рассматриваются  меркантилистами как активный фактор экономики. Принцип нейтральности денег появится позднее. Он впервые будет предложен Юмом и станет доминирующим для всей классической традиции.

Интересна оценка поздними меркантилистами  влияния курса валют на преимущества страны во внешней торговле. Этому  вопросу большое внимание уделяли поздние авторы (Т. Ман, Д. Норе). Основная идея заключалась в том, что рост количества денег в стране приводит к повышению цен и соответствующему увеличению издержек производства. Это удорожает экспортные товары и ухудшает их конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда делался вьгеод, что страна, которая обладает большими запасами денег, теряет свои преимущества во внешней торговле и тем самым лишается возможностей для дальнейшего обогащения.

5. Политика протекционизма. Важным средством обогащения нации меркантилисты считали правильную политику правителя. Государство представлялось как активный участник экономических процессов. Такая позиция вполне логично вытекает из общих взглядов меркантилистов. Во-первых, она является следствием макроэкономического подхода. Меркантилисты исследуют вопросы «национального богатства», которое не может быть заботой отдельных индивидов. Оно является заботой государя, который должен проводить целенаправленную политику по его приросту.

Помимо этого меркантилизму  не свойственна четко выраженная идея экономических законов. Большое значение придавалось волевым целенаправленным действиям людей. В частности, утверждалось, что простое наличие природных ресурсов и драгоценных металлов не обеспечивает процветание нации. Главным является умение купца или правителя извлекать из этого прибыль. Лишь на позднем этапе начинают формироваться первые представления о саморегулируемости экономической системы. Начинает вырисовываться понятие экономического закона как правила, неустранимого никакой волей человека. Наиболее четко эта идея прописана в работе английского купца Дадли Норса. Она также встречается в трактатах Томаса Мана в той части, где он доказывает пагубное воздействие государственного регулирования валютных курсов.

Государственная политика меркантилистов, получившая название «протекционизм», имела одну задачу — обеспечить приток денежных средств в страну. Она включала в себя целый ряд мер. Одним из наиболее ранних инструментов стало регулирование курса валют с целью привлечения иностранной валюты в страну, а позднее — для стимулирования экспортно-импортных операций. Регулированию также подвергалась норма ссудного процента. Дискуссии об уровне этого процента занимают очень большое место в экономических трактатах той эпохи.

Проводилась налоговая политика. Вводились налоговые  льготы и субсидии на экспорт, в то же время устанавливались высокие пошлины на импорт. Тем самым обеспечивалось положительное торговое сальдо. Помимо этого вводились прямые ограничения на потребление импортных предметов роскоши.Важным элементом политики, особенно на более поздних этапах, стала поддержка экспортной промышленности вплоть до организации государственных мануфактур (Франция). Меркантилисты рекомендовали развивать те отрасли, товары которых пользовались большим спросом и имели высокую цену на внешних рынках. Помимо этого считалось более выгодным импортировать сырье, а экспортировать готовую продукцию, так как цена на нее всегда выше. Из этого делался вывод о необходимости развития производств по переработке, а не производству сырья.

6. Отличие раннего и позднего меркантилизма. Принято выделять два этапа развития меркантилизма. Первый этап называют ранним меркантилизмом, или монетаризмом, и относят к XIV—XVI вв. Второй этап — зрелый, или поздний меркантилизм, к которому относят работы экономистов конца XVI—XVII вв.

Ранние меркантилисты в основном акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов (золота и серебра) в стране и на политике регулирования денежного оборота. Накопление денег воспринималось как обогащение нации, поскольку деньги представлялись как всеобщий и всемогущий эквивалент материального богатства, к тому же идеально сохраняющийся при сбережении. Поэтому основной задачей ранние меркантилисты считали обеспечение активного денежного баланса. Для достижения этой цели устанавливались всяческие запреты на вывоз денег из страны, вплоть до смертной казни (Испания, XVI в.). Устанавливался жесткий контроль над тем, чтобы иностранные купцы тратили все вырученные от импорта деньги внутри страны (закон об истрачивании), а также чтобы отечественные купцы привозили в страну не меньше денег, чем стоимость вывезенных ими товаров. Меркантилистами более позднего периода эта точка зрения была изменена. После притока денег из новых земель в XVI в. накопление денег перестало быть актуальной проблемой, более того, стало сказываться негативное влияние роста денег в стране на доходность экспортно-импортных операций в силу роста внутренних цен. «Обилие денег в королевстве делает отечественные товары дороже. Что... прямо противоположно благу государства в отношении размеров торговли», — писал Т. Ман. Помимо этого ограничение вывоза денег мешало расширению торговых операций и росту торговых прибылей.

Поздние меркантилисты  продолжали придавать большое значение деньгам, но лишь как самовозрастающей субстанции, т.е. сред ствам, позволяющим получать прибыль. Таким образом, главным становился капитал, работающие деньги. «Ни один человек не становится богаче, если все его состояние, превращенное в деньги и золотую и серебряную посуду, лежит у него без движения; наоборот, он от этого становится беднее. Тот человек богаче, имущество которого находится в состоянии роста, в виде ли сдаваемой в аренду земли, денег ли, приносящих проценты, или товаров в торговом обороте»1, — писал Д. Норе. Ограничение вывоза денег означало превращение денежных средств в мертвые средства.


Основным путем накопления капитала поздние меркантилисты считали положительное сальдо внешней торговли. Поэтому главной задачей стал активный торговый баланс, т.е. превышение экспорта над импортом.

Еще одним отличием раннего и  позднего меркантилизма является смена ценовой политики. Если на раннем этапе общей рекомендацией было завышение цен на экспортные товары, то позднее, когда борьба за рынки стала более напряженной, главной задачей стало увеличение объемов продаж. Для этого рекомендовалась продажа по низким ценам — возможно, даже ниже себестоимости товара. «Опыт последних лет показал нам, что, имея возможность продавать наше сукно в Турцию дешево, мы сильно увеличили наш вывоз туда, а Венеция настолько же потеряла вывоз своего, потому что оно оказалось дороже нашего»2, — писал Т. Ман.

Поздние меркантилисты также критиковали  своих предшественников за слишком активное вмешательство государства в вопросы денежного обращения. Резко критикуется политика государства по регулированию валютных курсов и ставки процента, столь распространенная в эпоху раннего меркантилизма. Появляются первые идеи саморегулируемости денежных потоков. Поздние меркантилисты выступают против целого ряда ограничений торговой деятельности и мер контроля за купцами.

Меркантилизм в России

Восточная Европа, и в особенности Россия, отставала в своем развитии от Запада. Поэтому первые шаги «эпохи первоначального накопления», в том числе теории и практики меркантилизма, происходят в России в середине XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Первым крупным российским меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащокин (1605—1680). Будучи образованным человеком, имевшим контакты с Западом, он осуществил свои первые опыты политики протекционизма, став воеводой в Пскове, тогда пограничном городе. Затем, став главой Посольского приказа, Ордин-Нащокин проводил политику протекционизма в общегосударственном масштабе и в 1667 г. издал «Новоторговый устав», написанный с позиций раннего меркантилизма. В нем права иностранных купцов значительно ограничивались — им разрешалось торговать только в пограничных городах России, запрещалось торговать в розницу, значительно повышались ввозные таможенные пошлины, которые взимались только золотом и серебром по принудительно низкому курсу, и т.д. Кроме того, Ордин-Нащокин попытался, правда неудачно, инициировать развитие в России банковского кредита. Значительно более масштабно внешняя торговля при активной помощи государства стала развиваться в России при Петре I. Среди меркантилистов Петровской эпохи можно выделить Федора Салтыкова (ум, 1715), который, используя свои наблюдения в Англии, выдвигал проекты совершенствования внешнеторговой политики в России. «Купечество, — писал он, — есть твердое основание богатства всех государств, как ныне цветет в Англии и в Голландии». Салтыков призывал к строительству экспортных мануфактур, «и когда те вышеописанные мануфактуры безмерно размножатся в Российском государстве и будут оне в совершенстве и в то время мочно их разсылать в продажу в протчия государства, в чем будет прибыль государственная». Он также предлагал организацию торговых компаний, создание консульств для поддержки русских купцов за границей, отправку купеческих детей за рубеж для обучения торговому делу и бухгалтерии. Неоднократно Салтыков возвращался к идее поиска Северного морского пути для торговли с Китаем и Индией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ

Основные  этапы классической политической экономии

Первое  теоретическое направление, получившее название «классическая политическая экономия», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап продолжался с конца  XVII до конца XVIII в. Его можно назвать периодом зарождения, а его представителей — предшественниками классической политэкономии. Их работы не были широко известны, поскольку господствующей экономической концепцией продолжал оставаться меркантилизм. Лишь во второй половине XVIII в. достаточно известной стала французская школа физиократов, но безусловное господство она имела все-таки только в пределах своей страны.

Второй  этап, с конца XVIII до середины XIX в., представляет уже полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета здесь можно считать работу английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). С начала XIX в. экономическая наука в лице классической политической экономии была признана самостоятельной наукой и стала преподаваться в университетах отдельным курсом. В то же время в течение второго периода продолжалось творческое развитие классической политэкономии — выдвигались новые теоретические положения, в рамках классической политэкономии появились отдельные течения, различавшиеся как по классовым симпатиям, так и по теоретическим особенностям и дискутирующие между собой. Последними крупными теоретиками второго этапа были Дж.С. Милль, итоговая работа которого «Основы политической экономии» вышла в 1848 г., и К. Маркс,


черновой вариант работы которого «Капитал» был написан  в конце 1850-х гг.

Третий, завершающий этап классической политэкономии, продолжавшийся с середины до конца XIX в., можно, так же как и первый, назвать переходным. С одной стороны, сохранялось господство классической политэкономии, читался соответствующий курс в университетах, но новых теоретических идей почти не выдвигалось. За границу XIX в. перешагнул только марксизм, который, опираясь на методологические принципы классической политэкономии, стал анализировать новые явления, возникшие в капиталистической экономике в конце XIX — начале XX в. С другой стороны, во второй доловине XIX в. зарождаются уже новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XX в., — маржинализм и институционализм.

Данная периодизация классической политэкономии не является общепринятой, но следует иметь в виду, что любая классификация и, соответственно, периодизация зависит от избранных критериев, которые, в свою очередь, заложены в понятиях предмета и метода экономической теории.

Информация о работе Экономическая мысль