Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………5
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…....5
1.2 Функции государственного бюджета…………………………… ….14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА……………………………………………………………………...18
2.1. Бюджетная система Республики Казахстан и зарубежных стран…18
2.2 Анализ формирования бюджета в Республике Казахстан………….28
2.3 Профицит и дефицит и методы борьбы с бюджетным дефицитом..39
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....55
Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в экономической литературе - законах, монографиях, учебниках, научных статьях, поскольку он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определенных объектов как, например, форма образования денежных средств и их расходования в целях обеспечения функций органов власти, или как основной централизованный фонд денежных средств. Также в экономической литературе даются другие определения государственного бюджета: бюджет как финансовый план; бюджет как управленческий план; бюджет как юридический документ; бюджет как средство коммуникации; бюджет как документ, декларирующий бюджетно-налоговую политику. Однако содержание бюджетно-налоговой политики шире и включает в себя основные функции органов государственного управления, взаимосвязь показателей фискальной политики и показателей социально-экономического развития страны, показатели бюджета, величину дефицита бюджета и государственного долга, бюджетные классификации, виды бюджетов.
Исходя из многообразия понятий «бюджет», его трактовку можно свести к следующим составляющим:
-как
относительно самостоятельная
-как
централизованный фонд
-как
инструмент воздействия на
-как основной финансовые план государства;
-как
юридический законоположения,
Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективней характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимо-погашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.
Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов региона через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе, с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:
-финансовое
обеспечение социальной
-регулирование и стимулирование экономики;
-контроль
формирования и использования
централизованного фонда
В
этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая
Распределительная
и контрольная функции
Содержание
распределительной функции
Межотраслевое
перераспределение базируется, с
одной стороны, на налогах и платежах,
вносимых в бюджет юридическими и
физическими лицами, а с другой
- на финансировании за счет бюджетных
средств различных инвестиционных
программ, оборотных средств, операционных
и других расходов. Межтерриториальное
перераспределение происходит путем закрепления
налогов и доходов за соответствующими
органами государственной власти, а также
посредством различных форм бюджетного
регулирования. Это позволяет сформировать
в каждой административно-
Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.
Широкое
использование
Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают, все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.
К
особенностям распределительной функции
бюджета относятся также
Основу
контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, которое
отражается в соответствующих показателях
бюджетных поступлений и
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции
государственного бюджета объективны,
как объективна и сама эта категория.
Функции бюджета нужно
Бюджетный
механизм, являясь реальным воплощением
бюджетной политики, отражает конкретную
нацеленность бюджетных отношений
на решение экономических и
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:
а)предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б)перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в)государственное
регулирование (антимонопольное
г)осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
Государственный бюджет; как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит