Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..... 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………5

1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…....5

1.2 Функции государственного бюджета…………………………… ….14

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА……………………………………………………………………...18

2.1. Бюджетная система Республики Казахстан и зарубежных стран…18
2.2 Анализ формирования бюджета в Республике Казахстан………….28

2.3 Профицит и дефицит и методы борьбы с бюджетным дефицитом..39



ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....55

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

    Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в экономической литературе - законах, монографиях, учебниках, научных статьях, поскольку он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определенных объектов как, например, форма образования денежных средств и их расходования в целях обеспечения функций органов власти, или как основной централизованный фонд денежных средств. Также в экономической литературе даются другие определения государственного бюджета: бюджет как финансовый план; бюджет как управленческий план; бюджет как юридический документ; бюджет как средство коммуникации; бюджет как документ, декларирующий бюджетно-налоговую политику. Однако содержание бюджетно-налоговой политики шире и включает в себя основные функции органов государственного управления, взаимосвязь показателей фискальной политики и показателей социально-экономического развития страны, показатели бюджета, величину дефицита бюджета и государственного долга, бюджетные классификации, виды бюджетов.

    Исходя  из многообразия понятий «бюджет», его трактовку можно свести к следующим составляющим:

    -как  относительно самостоятельная экономическая  категория;

    -как  централизованный фонд денежных  средств государства;

    -как  инструмент воздействия на экономику  (через бюджетный механизм);

    -как  основной финансовые план государства;

    -как  юридический законоположения, которого  обязательны для выполнения всеми  участниками отношений и членами  общества.

    Бюджет  как совокупность экономических  отношений имеет объективней  характер. Существование самостоятельной  бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

    Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение, поскольку  мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в  жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

    Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимо-погашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.

    При переходе к рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия  на общественное производство и сферу  социальных отношений.

    Бюджет  современного государства - сложный, многоплановый  инструмент, отражающий компромисс в  соотношениях социально-экономических  интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами  по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

    С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных и местных интересов региона  через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

    Экономическая сущность государственного бюджета  характеризуется чертами, специфика  которых не выходит за рамки общих  с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе, с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

  • перераспределение национального дохода;

    -финансовое  обеспечение социальной политики;

    -регулирование  и стимулирование экономики;

    -контроль  формирования и использования  централизованного фонда денежных  средств.

    В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента  стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной, функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

    Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

    Содержание  распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.

    Межотраслевое перераспределение базируется, с  одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и  физическими лицами, а с другой - на финансировании за счет бюджетных  средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путем закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а также посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно-территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает ее развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.

    Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национального дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

    Широкое использование распределительной  функции для перераспределения  уже распределенной стоимости внутреннего  продукта приводит к тому, что, через  государственный бюджет может многократно  перераспределяться одна и та же часть  национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень, воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием на процессы ее функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому, распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании, отраслевых и территориальных, пропорций, усилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

    Границы действия распределительной функции  определяются тем, что в отношения  с бюджетом вступают, все участники  общественного производства, все  отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

    К особенностям распределительной функции  бюджета относятся также многогранность ее влияния на общественное производство, и высокая степень действенности  в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

    Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое  отражается в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельный отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

    Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно  широкими границами действия и носит  всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.

    В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.

    Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать  с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые  могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.

    Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением  бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений  на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить, его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.

    Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

    а)предоставление нерыночных услуг (услуги общественного  характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

    б)перераспределение  доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

    в)государственное  регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

    г)осуществление  государственного контроля (внешний  контроль, внутренний контроль).

    Государственный бюджет; как и другие экономические  категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит