Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..... 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………5

1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…....5

1.2 Функции государственного бюджета…………………………… ….14

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА……………………………………………………………………...18

2.1. Бюджетная система Республики Казахстан и зарубежных стран…18
2.2 Анализ формирования бюджета в Республике Казахстан………….28

2.3 Профицит и дефицит и методы борьбы с бюджетным дефицитом..39



ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....55

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

    Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 

     2.1. Бюджетная система Республики Казахстан и зарубежных стран 

    Бюджетная система – важная составляющая часть  всей финансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая  категория представляет собой совокупность финансовых отношений государства  с юридическими, физическими лицами и регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических отношениях и правовых нормах.

    В Республике Казахстан в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2011 г.), в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

    -республиканский  бюджет;

    -областной  бюджет, бюджет города республиканского  значения, столицы;

    -бюджет района (города областного значения).

    По  бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов являются самостоятельными. В структуре бюджетной системы  страны рассматриваются также Чрезвычайный государственный бюджет и Национальный фонд Республики Казахстан.

    Центральное место в бюджетной системе  страны республиканский бюджет, который  на соответствующий финансовый год  утверждается законом Республики Казахстан. Бюджетный кодекс Республики Казахстан  определяет республиканский бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений и предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

    Аналогичные определения даны в Бюджетном кодексе областному бюджету, бюджету города республиканского значения, столицы, бюджету района (города областного значения). В отличие от республиканского бюджета они предназначены для финансового обеспечения функций местных государственных органов и реализации государственной политики в соответствующем регионе и районе.

    Под чрезвычайным государственным бюджетом понимается такой бюджет, который  формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в республике. Такой бюджет вводится в действие и прекращает свое действие на основании Указа Президента Республики Казахстан о введении и отмене чрезвычайного или военного положения на территории страны.

    Основой Национального фонда Республики Казахстан служат финансовые активы государства, аккумулированные на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан, а также активы в виде иного имущества, кроме нематериальных активов. Средства этого фонда предназначены для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

    Функционирование бюджетной системы основывается на следующих группах финансовых отношений:

    - государства с предприятиями  в процессе формирования централизованных  денежных фондов;

    - государства с организациями  и учреждениями непроизводственной  сферы, находящимися на бюджетном финансировании;

    - государства с населением по  поводу формирования доходов  бюджета и выплата различных  компенсаций, а также оказания  социальной поддержки малообеспеченным  гражданам;

    - между институтами финансово-банковской  системы (Минфином, Национальным банком и др.);

    - государства с зарубежными странами  по формированию централизованных  денежных фондов и др.

    Все эти формы финансовых отношений  регулируются и совершенствуются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных принципов и правовых норм. В нашей республике бюджет принимается в виде закона и, как правило, такой акт состоит из текста бюджетного акта и приложений.

    Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Причем главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан дается понятие каждого из перечисленных выше принципов бюджетной системы.

    Принцип единства означает степень организационно-экономической  централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся в бюджетной системы СССР. В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Тем не менее, принцип единства выражается в существовании общей системы, единообразии государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эффективного контроля со стороны законодательного (представительного) органа – Парламент – за движением бюджетных средств.

    Принцип полноты означает отражение в  бюджетах и в Национальном фонде  доходов и расходов в их полном объеме на основе объективных и достоверных показателей, предусмотренных законодательство Республики Казахстан. При этом не допускается зачеты взаимных требований с использованием бюджетных средств, а также уступок прав требований по бюджетным средствам. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, кроме тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связаны понятия бюджета-брутто и бюджета-нетто. Бюджет-брутто отражает все финансовые операции государства по доходам и по расходам. В отличие от этого, бюджет-нетто включает в себя только остатки по статьям бюджета, т.е. поступления по отдельным статьям за вычетом затрат на получение данных доходов.

    В мировой практике данный принцип  в настоящее время считается  менее целесообразным, поскольку  следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов.

    Под принципом реалистичности понимается соответствие принятых показателей  бюджета утвержденным параметрам и  направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития республики и регионов. Поэтому реалистичность показателей бюджетов достигается на основе объективной оценки состояния экономики, объемов производства и основывается на макроэкономических показателях плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов на среднесрочный период.

    Принцип реалистичности необходим для предотвращения и устранения фальсификации отчетов  об исполнении бюджетов. Он предусматривает  правдивое отражение финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реалистичность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.

    Принцип транспарентности бюджетной системы  требует публикации в средствах  массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов по их исполнению. Это  дает возможность каждому члену  общества ознакомиться с предстоящими доходами и расходами государства, в особенности с основными направлениями расходования средств, в том числе на социальную сферу, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение расходов, увеличение доходов, займы). Более емко понятие принципа транспарентности можно охарактеризовать как обязательное опубликование нормативно правовых актов в области бюджетного законодательства, бюджетов и отчетов об их исполнении, а также другой информации о фискальной политике, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля.

    Условиями нормального и эффективного функционирования низовых – местных – бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность. Под принципом самостоятельности  бюджетов понимается формирование их доходной части за счет собственных источников, в пределах которых определяются направления их использования и расходования. Соблюдение этого принципа обеспечивается установлением стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определением направлений их расходования, наделением всех уровней государственного управления правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в рамках бюджетного законодательства.

    Этот  принцип значительно расширяет  права местных представительных и исполнительных органов власти в использовании и расходовании финансовых ресурсов на региональном уровне, поскольку допускается изъятие доходов, дополнительно полученных в процессе исполнения местных бюджетов, и свободных остатков нижестоящих бюджетов в вышестоящий бюджет, а также возложение на местные бюджеты дополнительных расходов без обеспечения их соответствующими ресурсами.

    Самостоятельность бюджетов обеспечивают закрепленные законом  источники доходов всех звеньев  бюджетной системы и право  использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами страны. Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.

    Бюджетная система должна функционировать  стабильно, без резких изменений  в бюджетном устройстве, в бюджетном  процессе, в бюджетных процедурах и отношениях. Это основывается на принципе последовательности, означающем необходимость соблюдения органами государственного управления ранее принятых решений в области бюджетных отношений.

    В определенные моменты у государства  возникает необходимость первоочередного развития отдельных отраслей экономики или сфер деятельности. В связи с этим разрабатываются приоритетные направления социально-экономического развития страны или регионов. Исходя из этого, понятие принципа приоритетности в бюджетной системе означает осуществление бюджетного процесса в соответствии с данными приоритетными направлениями.

    Функционирование  бюджетной системы, начиная от разработки бюджета и заканчивая его исполнением, подчиняется требований необходимости  достижения определенных действенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, с использованием оптимального объема бюджетных ресурсов. Это соответствует содержанию принципа эффективности, который требует обеспечение наилучших результатов в использовании утвержденного объема бюджетных средств.

    Каждый  участник бюджетного процесса обязан неукоснительно выполнять все требования бюджетного законодательства. Поэтому  в бюджетной системе действует  принцип ответственности, означающий привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

    Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, государственными учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений  как части финансовых состоит  в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

    Бюджетные отношения и межбюджетные связи  складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения  финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют  через бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного устройства государства.

    Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует  унитарной форме государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы страны не имеют ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются действующим, единым законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению политическими, экономическими и. социальными процессами. Бюджетное устройство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит