Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………5
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…....5
1.2 Функции государственного бюджета…………………………… ….14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА……………………………………………………………………...18
2.1. Бюджетная система Республики Казахстан и зарубежных стран…18
2.2 Анализ формирования бюджета в Республике Казахстан………….28
2.3 Профицит и дефицит и методы борьбы с бюджетным дефицитом..39
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....55
Отношения, складывающиеся в бюджетном процессе между вышестоящими и нижестоящими бюджетами, принято называть межбюджетными отношениями. Система межбюджетных отношений включает в себя отношения не только между республиканским бюджетом и бюджетами регионов Республики Казахстан, но и внутри регионов - между областными (городскими) и районными бюджетами. Основой межбюджетных отношений является четкое разграничение функций и полномочий уровней государственного управления, единство и прозрачность методов распределения поступлений и расходов между уровнями бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В Бюджетном кодексе РК изложены следующие принципы межбюджетных отношений:
-
равенство во взаимоотношениях
нижестоящих бюджетов с
-
эффективное распределение
а)за
нижестоящими бюджетами закрепляются
налоговые и неналоговые
б)налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;
в)налоги, имеющие перераспределительный характер и не равномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;
г)при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;
д)налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
-
выравнивание уровней
-
обеспечение предоставления
- максимальные эффективность и результативность предоставления государственных услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективные и результативные производство и предоставление государственных услуг;
-
максимальное приближение
-
ответственность каждого
В практике существуют различные формы регулирования межбюджетных отношений, которые определяются с учетом налогового потенциала каждого из уровней бюджетов, результатов оценки объективных потребностей регионов, утвержденных натуральных норм. Согласно Бюджетному кодексу РК, формы регулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.
Формами
регулирования межбюджетных отношений
между республиканским и
В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:
1. Доходы:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
-
поступления от продажи
-
поступления официальных
- бюджетные кредиты;
- погашение бюджетных кредитов.
5.
Сальдо по операциям с
-
приобретение финансовых
-
поступления от продажи
- поступление займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.
Под затратами бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспечения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК.
Разницу между доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.
В
настоящее время вместе с безвозмездным
бюджетным финансированием
В
разных странах бюджетное устройство
отличается своими особенностями, обусловленными
государственным устройством, территориально-
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.
За
счет собственного правительственного
бюджета финансируются
Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.
Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.
Присоединенные
бюджеты финансируют
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.
Средства
инвестиционного бюджета
Специальные
счета открываются для
Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
В
унитарных государствах бюджетная
система представляет собой совокупность
бюджетов всех территориально-
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это - военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан, профецит и дифицит