Государственное регулирование цен, тарифов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены такие направления государственного регулирования экономики как регулирование цен, тарифов и доходов. Целью работы является рассмотрение методов, средств, целей и значения государственного регулирования цен, тарифов и доходов. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Рассмотреть общий теоретический аспект государственного регулирования экономики, его объекты, цели, средства достижения и значение для страны.

2. Выявить влияние цен и тарифов на экономику Российской Федерации, методы государственного регулирования цен и тарифов.

3. Определить государственное регулирование доходов в России в рамках социальной политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование экономики 5
1.1. Объекты и цели государственного регулирования экономики 5
1.2. Средства государственного регулирования экономики 8
Глава 2. Государственное регулирование цен и тарифов в России 12
2.1. Цены и их роль в макроэкономике России 12
2.2. Государственное регулирование цен и тарифов 14
2.3. Государственное регулирование спроса и предложения посредством
фиксирования цен и дотаций
20
Глава 3. Государственное регулирование доходов в Российской Федерации и социальная политика 23
3.1. Доходы населения. Понятие и роль в экономике страны 23
3.2. Государственное регулирование доходов 25
3.3. Государственная социальная политика формирования доходов РФ 27
Заключение 31
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

            В большинстве промышленно развития стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами – через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.

            Административное  регулирование цен производится на основе следующих методов:

- установление  фиксированных цен и тарифов;

- установление  предельных цен и тарифов;

- установление  предельных коэффициентов изменения  цен;

- установление  уровня рентабельности.

            Декларирование цен  осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования, местные  органы о повышении цен с соответствующей  мотивацией и калькуляцией.

            Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося  коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.

            Местным органам  разрешалось менять эти коэффициенты.

            Регулирование цен  в 1992 и 1993 гг. осуществлялось на основе предельной рентабельности. В розничной  торговле он был определён в размере 8% к розничному товарообороту, в  оптовой 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25 – 50% к затратам.

             Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия – изготовителя товара, акциз и НДС. Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена, торговая надбавка плюс НДС на торговую надбавку.

             7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление за номером 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «…не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйственных субъектов независимо от их организационно – правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путём установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции   производственно – технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

            В перечень продукции  производственно – технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти входят:

- газ  природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);

- продукция  ядерно-топливного назначения;

- электроэнергия  и теплоэнергия.

            Тарифы, которые регулируются Федеральной энергетической комиссией:

- перекачка,  перевалка и налив нефти;

- продукция  оборонного значения;

- драгоценные  металлы и драгоценные камни;

- протезно-ортопедические изделия;

- перевозки  грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

- обслуживание  воздушных судов, пассажиров и  грузов в аэропортах;

- отдельные  услуги почтовой и электронной связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню утверждённому Правительством РФ.

            Перечень продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

- газ  населению и жилищно-строительным кооперативам;

- электроэнергия  и теплоэнергия;

- топливо  твердое, топливо печное бытовое  и керосин, реализуемые населению;

- перевозки  пассажиров и багажа всеми  видами транспорта в городском  (включая метро) и пригородном  сообщении (кроме железнодорожного  транспорта);

- оплата  население жилья и коммунальных  услуг;

- ритуальные  услуги;

- услуги  водоснабжения и канализации;

- торговые  надбавки к ценам на лекарственные  средства и изделия медицинского  значения;

- услуги  почтовой и электронной связи  по перечню, утверждённому Правительством  РФ;

- перечень  услуг транспортных снабженческо-сбытовых  и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам  на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

- наценки  на продукцию (товары), реализуемые  в предприятиях общественного питания в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и т. д.

            Для решения вопроса  об установлении цен, необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть  изучению и анализу.

            Обычно информацию собирают по следующим основным направлениям:

- рынок  труда;

- тип  конкуренции;

- конкуренты;

- правительственная  политика;

- объёмные  и качественные показатели по  производству конкретного товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Государственное регулирование спроса и предложения посредством

фиксирования  цен и дотаций

            Государство может  фиксировать цены. Общая формула  фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами.

            Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.

            Обычно государство  устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.

            Если государство  устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена «свободна», то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций.

            К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.

            Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.1 Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

            Государство может на определенное время «заморозить», т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции (примером может служить мультипликационный эффект от повышения цен).

            Государство может  зафиксировать цены монополиста  или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим.

            Государство может  с той или иной степенью жесткости  регулировать рыночные цены следующими способами:

            а) Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары.

            б) Государство может установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта.

            в) Государство может верхний предел розничной цены не устанавливать, а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары.

            г) Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного роста цен.

            д) Цены предприятий, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль.

            е) Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.

            В системе свободных (договорных) цен роль государства сводится только к установлению «правил» на рынке, т.е. государство вводит ряд запретов, которые должны ограждать участников рынка от недобросовестной конкуренции.

     
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

3.1. Доходы  населения. Понятие и роль в  экономике страны

            Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

  • доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
  • доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от  владения капиталом - процент,  доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;
  • трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия,  дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;
  • доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Информация о работе Государственное регулирование цен, тарифов и доходов