Государственное регулирование цен, тарифов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены такие направления государственного регулирования экономики как регулирование цен, тарифов и доходов. Целью работы является рассмотрение методов, средств, целей и значения государственного регулирования цен, тарифов и доходов. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Рассмотреть общий теоретический аспект государственного регулирования экономики, его объекты, цели, средства достижения и значение для страны.

2. Выявить влияние цен и тарифов на экономику Российской Федерации, методы государственного регулирования цен и тарифов.

3. Определить государственное регулирование доходов в России в рамках социальной политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование экономики 5
1.1. Объекты и цели государственного регулирования экономики 5
1.2. Средства государственного регулирования экономики 8
Глава 2. Государственное регулирование цен и тарифов в России 12
2.1. Цены и их роль в макроэкономике России 12
2.2. Государственное регулирование цен и тарифов 14
2.3. Государственное регулирование спроса и предложения посредством
фиксирования цен и дотаций
20
Глава 3. Государственное регулирование доходов в Российской Федерации и социальная политика 23
3.1. Доходы населения. Понятие и роль в экономике страны 23
3.2. Государственное регулирование доходов 25
3.3. Государственная социальная политика формирования доходов РФ 27
Заключение 31
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

            Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

            Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.  Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

            Доходы бывают  номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от  налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Государственное  регулирование доходов

            Государственное регулирование  доходов представляет собой систему  мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего  характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

            Теоретически государственная  политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).  Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.

             В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства.  Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.  Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

            В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Наиболее развитый механизм государственного регулирования доходов сложился во Франции, Германии, Нидерландах, скандинавских странах, Японии, нескольких странах Азии и Латинской Америки. Слабее оно развито в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных экономических потрясений, связанных со второй мировой войной.

            Основными объектами  государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.

            Объекты государственного регулирования доходов: минимум  доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

            Основной задачей  государственного регулирования доходов  является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.  Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.  

3.3. Государственная социальная политика формирования доходов РФ

            Как направление  государственного регулирования –  политика доходов – одно из средств  централизованного воздействия  на общий размер и распределение  вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.

            Статистика разных стран показывает, что большая  часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.). Трансфертные платежи  -  это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д.

            Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной  заработной платы, который способствовал  бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

            Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов  в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и  формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

- социально-экономическим  и политическим развитием той  или иной страны;

- степенью  и характером вмешательства государства  в вопросы регулирования заработной  платы;

- традициями  заключения коллективных договоров;

- социальной  напряженностью в обществе.

            Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в  том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты  и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

            Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, так как британское государство пыталось добиться согласованных  действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.

            Под доходами населения  понимается сумма денежных средств  и материальных благ, получаемых или  произведенных домашними хозяйствами  за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

            Проблема распределения  доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

            Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

            Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

            Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

            Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).

            Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

            Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть  доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью «съедает» прирост денежных доходов населения в любой стране.

            Индексация доходов  возможна со стороны, как  государства, так и предприятия,  которое  для этого отдаёт часть прибыли.

            Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В  противоположной ситуации создаются  условия для угасания стимулирующей  роли оплаты  по труду и по созданной  стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как  квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.

            Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Без государственного регулирования экономики переход  к рыночным отношениям практически  невозможен. При переходе от планового  хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формировании рыночных отношений. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспособным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

Информация о работе Государственное регулирование цен, тарифов и доходов