Государственное регулирование цен, тарифов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены такие направления государственного регулирования экономики как регулирование цен, тарифов и доходов. Целью работы является рассмотрение методов, средств, целей и значения государственного регулирования цен, тарифов и доходов. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Рассмотреть общий теоретический аспект государственного регулирования экономики, его объекты, цели, средства достижения и значение для страны.

2. Выявить влияние цен и тарифов на экономику Российской Федерации, методы государственного регулирования цен и тарифов.

3. Определить государственное регулирование доходов в России в рамках социальной политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование экономики 5
1.1. Объекты и цели государственного регулирования экономики 5
1.2. Средства государственного регулирования экономики 8
Глава 2. Государственное регулирование цен и тарифов в России 12
2.1. Цены и их роль в макроэкономике России 12
2.2. Государственное регулирование цен и тарифов 14
2.3. Государственное регулирование спроса и предложения посредством
фиксирования цен и дотаций
20
Глава 3. Государственное регулирование доходов в Российской Федерации и социальная политика 23
3.1. Доходы населения. Понятие и роль в экономике страны 23
3.2. Государственное регулирование доходов 25
3.3. Государственная социальная политика формирования доходов РФ 27
Заключение 31
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

            - политика регулирования доходов; -социальная политика;

            - государственное регулирование ценообразования;

            - внешнеэкономическое  регулирование

            Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и  бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это: - регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком) - установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке -операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

            При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

            Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

            Особое место среди  средств государственного регулирования  экономики, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Это сильный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

            Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

            Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Государственный сектор служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

            Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЦЕН И ТАРИФОВ В РОССИИ

2.1. Цены  и их роль в макроэкономике России

            Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода  – это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

            Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

            Функции цен:

1) Измерительная  – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен  заплатить, а продавец получить  за товар.

2) Соизмерительная  – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.

3) Учетная  – цена становится вспомогательным  инструментом учета.

4) Инструментом  анализа, прогнозирования, планирования.

5) Социальная  функция – с ценами и их  изменением связаны структура  и объем потребления, уровень  жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи.

6) Внешнеэкономические  функции – как инструмент торговых  сделок, внешних платежей, взаимных  расчетов между странами.

7) стимулирующая  функция – влияет на повышение  объемов производства и улучшение  качества продукции.

            В зависимости от сфер торговли различают несколько  видов цен:

1) Оптовые  – цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями.

2) Розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.

3) Закупочные  – цены государственных закупок  продукции у предприятий.

4) Цены  на услуги.

            Виды цен, различаются  по степени и способам регулирования.

  1. Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.
  2. Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
  3. Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
  4. Свободные рыночные цены.
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Государственное  регулирование цен и тарифов

             Государственное регулирование чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от недополучения прибыли.

             Для потерь, вызванных воздействием государственного регулирования, используются понятия излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара.

              Так же потребительский излишек и излишек производителя используются для того, чтобы продемонстрировать эффективность конкурентного рынка (ситуация, при которой ресурсы размещаются оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и равновесное количество продукции на конкурентном рынке  максимизируют совокупное экономическое благосостояние производителей и потребителей.

             Вопросы регулирования ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены.

            Одной из важнейших  форм государственного регулирования  экономической жизни стало воздействие  государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в  странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.

            К прямым методам регулирования цен относится:

- административное  установление уровня цены;

- запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определённого уровня («замораживание» цен);

- установление предельного уровня цен, выше которого цены не должны подниматься;

- регламентирование уровня рентабельности, торговой надбавки.

            К косвенным методам  регулирования цен можно отнести:

- систему  налогообложения;

- регламентирование  состава затрат, включаемых в  себестоимость;

- запретительные  меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;

- установление  правил, по которым устанавливаются  цены.

             Соотношение использования методов регулирования характеризует степень воздействия государства на ценообразование.

             Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объёма производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

             Конкурентные рынки  в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один – единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены – очень высокими.

               Так определяются монополисты. Монополист – единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут поучать прибыли, ограничивая объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом – путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.

Информация о работе Государственное регулирование цен, тарифов и доходов