Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель данной работы: изложить теоретические подходы к оценке и регулированию безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и на всю экономику в целом, а так же рассмотреть проблемы государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России.
Задачи написания курсовой работы:
Дать определение, раскрыть основные причины и виды безработицы.
Изучить ее классификацию, основные последствия.
Рассмотреть стандартные пути решения безработицы.
Выявить основную проблему государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России
1.2 Классификация безработицы 6
Последствия безработицы. 10
1.4. Стандартные пути решения безработицы 11
2 Проблемы государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада 14
2.1 Государственное регулирование безработицы на Украине 14
2.2 Государственное регулирование безработицы в Китае и в Японии 16
2.3. Государственное регулирование безработицы в США 19
3 Проблемы государственное регулирование безработицы в России 22
3.1 Безработица в России 22
3.2 Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России 24
3.3 Органы государственной службы занятости или биржа труда. Размер пособий по безработице на бирже труда 26
3. 4 Регулирование безработицы различных групп населения 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г 40
Приложение Д 41
Приложение Е 42
Приложение Ж 43
Размер пособия ниже минимальной заработной платы, но выше суммы необходимости жить в городских районах. [19]
1) Пожизненный наём рабочих гарантирует работнику непрерывную работу на данном предприятии до его выхода на пенсию.
2) Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.
3) Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.
Таким образом, регулирования безработицы в Китае и в Японии имеет свои специфические стороны, в отличие от некоторых стран Запада и США.
На 2009 год уровень безработицы в США заметно менялся, это видно из таблицы (Приложение Б) [18]. И для борьбы с таким высоким уровнем безработицы государство использует различные меры:
1. Меры по увеличению предложения рабочих мест.
2. Меры по распределению трудовых нагрузок.
1) Увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию.
2) Сокращение рабочего времени.
3. Меры по сохранению рабочих мест.
1) Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.
В настоящее время кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США.
Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.
Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы. Осуществляется подготовка и переподготовка работников. [17]
Также в США существует федерально-штатная программа социального страхования по безработице. Штаты финансируют пособия по безработице, прежде всего, с помощью налогообложения предпринимателей в соответствии с зарплатой, получаемой наемными работниками.
В законах «О социальном обеспечении» и «О налоге на страхование по безработице» перечислены условия охвата страхованием различных категорий населения, определены размеры пособий, налоговая база и ставка налогообложения, а также административные требования. Социальное страхование по безработице в США в настоящее время осуществляется Управлением занятости и профессионального обучения Министерства труда, а также агентствами занятости, которые действуют в каждом штате.
Каждый штат разрабатывает
собственную программу
В большинстве штатов безработный не получает более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47%.
Женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, женщины зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49% от их потерянного дохода, для мужчин - 46%.
В большинстве штатов пособие по безработице выплачивается 26 недель.
Кроме пособия, безработные США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель.
Важное место в американской системе поддержки безработных занимают меры по социальной защите лиц, потерявших работу в результате стихийных бедствий, а также из-за расширения импорта.
Закон «О преодолении
последствий стихийных
Таким образом, воздействие
на занятость и безработицу
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2009г. составила 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ. Снижение занятости и увеличение безработицы в декабре связано с влиянием фактора сезонности.
В среднем за 2009г. численность занятого населения была ниже, чем в среднем за 2008г, на 1,7 млн. человек, или на 2,4%, численность безработных была выше на 1,6 млн. человек.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в 2009г. составил 8,2%. (Приложение В).
В 2009г. общая численность безработных в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза. (Приложение Г).
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в 2009г. составила 45,2%, доля городских жителей среди безработных составила 64,5%.
Безработица городского
и сельского населения
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в 2009г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 года (16,4%). (Приложение Е).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в декабре 2009г. составил 18,4% (в ноябре 2009г. - 18,2%), в том числе среди городского населения - 17,5%, среди сельского населения - 20,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,0 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,9% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
Наличие опыта работы. В численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2009г. их численность составила 1,6 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 46% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).
В 2009г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 25,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 20,7%.
Безработица по округам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. (Приложение Ж). [18]
1. Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения.
В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения Минтрудом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения".
2. Повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости.
Повышение эффективности использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т. д.
Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта Российской Федерации, так и между субъектами Российской Федерации.
3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
Это позволит органам
службы занятости и органам
4. Повышение конкурентоспособности граждан
на рынке
труда.
Информация о работе Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России