Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изложить теоретические подходы к оценке и регулированию безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и на всю экономику в целом, а так же рассмотреть проблемы государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России.
Задачи написания курсовой работы:
Дать определение, раскрыть основные причины и виды безработицы.
Изучить ее классификацию, основные последствия.
Рассмотреть стандартные пути решения безработицы.
Выявить основную проблему государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России

Оглавление

1.2 Классификация безработицы 6
Последствия безработицы. 10
1.4. Стандартные пути решения безработицы 11
2 Проблемы государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада 14
2.1 Государственное регулирование безработицы на Украине 14
2.2 Государственное регулирование безработицы в Китае и в Японии 16
2.3. Государственное регулирование безработицы в США 19
3 Проблемы государственное регулирование безработицы в России 22
3.1 Безработица в России 22
3.2 Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России 24
3.3 Органы государственной службы занятости или биржа труда. Размер пособий по безработице на бирже труда 26
3. 4 Регулирование безработицы различных групп населения 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г 40
Приложение Д 41
Приложение Е 42
Приложение Ж 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Размер пособия ниже минимальной заработной платы, но выше суммы необходимости жить в городских районах. [19]

Уровень безработицы в Японии (Приложение А) [18]намного ниже, чем в других странах. Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западноевропейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия. Преимущества:
  1. Японские фирмы, особенно крупные имеют достаточные стимулы для того, чтобы искать и находить приемлемые места для своих работников в других фирмах.
  2. Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:

1) Пожизненный наём  рабочих гарантирует работнику  непрерывную работу на данном  предприятии до его выхода на пенсию.

2) Особая заработная плата - заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа.

3) Пофирменные профсоюзы – рабочие объединены в профсоюз, действующий только в рамках данного предприятия.

  1. Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста.
  2. Государство устраивает пожилых работников, учитывая их физические способности и возможности, возраст, принимает специальные решения, обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет. Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.
  3. Программа для молодежи, которая нацелена на установление связи между школой и производством. Ею могут воспользоваться все 16-летние (для них предусматривается двухлетнее обучение) и 17-летние школьники. Программу финансируют предпринимательские объединения, местные власти, добровольные организации и органы национального образования.
  4. Учащиеся получают пособие.
  5. Программа позволяет предпринимателям создавать рабочие места для 16-летних школьников.
  6. Отбор может быть произведен также и из числа тех, кто окончил школу, получил диплом или приобрел конкретную профессию.
  7. Программа предусматривает шестимесячный неоплачиваемый испытательный срок, в течение которого оцениваются способности молодого рабочего.
  8. Другие программы профессионального обучения предназначены для молодежи, не имеющей никакой профессии, так как особенности новых технологий подчас требуют не высокой квалификации, а адаптационных способностей работника.
  9. Разработан и действует специальный план стимулирования предприятий с целью создания достаточно высокооплачиваемых рабочих мест для молодых людей на определенный минимальный период времени.
  10. Предпринимателям выплачивается единовременная дотация за найм молодых людей в возрасте до 18 лет, впервые получивших работу.
  11. Предприниматели, нанимающие персонал для обучения информатике, получают особые субсидии.
  12. Создано также значительное число центров по специальной подготовке женщин. Комиссия служб рабочей силы обеспечивает специальной подготовкой безработных матерей, желающих трудиться. [14]

Таким образом, регулирования безработицы в Китае и в Японии имеет свои специфические стороны, в отличие от некоторых стран Запада и США.

2.3. Государственное  регулирование безработицы в  США

На 2009 год уровень безработицы в США заметно менялся, это видно из таблицы (Приложение Б) [18]. И для борьбы с таким высоким уровнем безработицы государство использует различные меры:

1. Меры по увеличению предложения рабочих мест.

  1. Дотации, направляемые правительством предпринимателям при найме рабочей силы, использующей особые затруднения с трудоустройством.
  2. Увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса.
  3. Создание рабочих мест ведомствами по делам труда.

2. Меры по распределению  трудовых нагрузок.

1) Увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение найма иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию.

2) Сокращение рабочего времени.

3. Меры по сохранению  рабочих мест.

1) Правительство применяет систему льготного налогообложения, выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест.

В настоящее время кредитная политика правительства США направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые вносят существенный вклад в создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США.

Среди экономических  мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.

Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы.  Осуществляется подготовка и переподготовка работников. [17]

Также в США существует федерально-штатная программа социального страхования по безработице. Штаты финансируют пособия по безработице, прежде всего, с помощью налогообложения предпринимателей в соответствии с зарплатой, получаемой наемными работниками.

В законах  «О социальном обеспечении» и «О налоге на страхование  по безработице» перечислены условия  охвата страхованием различных категорий  населения, определены размеры пособий, налоговая база и ставка налогообложения, а также административные  требования. Социальное страхование по безработице в США в настоящее время осуществляется Управлением занятости и профессионального обучения Министерства труда, а также агентствами занятости,  которые действуют в каждом штате.

Каждый штат разрабатывает  собственную программу страхования  безработицы в соответствии с  федеральными требованиями. В законодательстве штатов определен порядок выплаты  пособий и условия налогообложения  по безработице в штате (какая  часть зарплаты облагается налогом и какова ставка налогообложения).

В большинстве штатов безработный не получает более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47%.

Женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, женщины зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49% от их потерянного дохода, для мужчин - 46%.

В большинстве штатов пособие по безработице выплачивается 26 недель.

Кроме пособия, безработные  США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую  страховку, которую ранее оплачивал  работодатель. Безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель.

Важное место в американской системе поддержки безработных  занимают меры по социальной защите лиц, потерявших работу в результате стихийных  бедствий, а также из-за расширения импорта.

Закон «О преодолении  последствий стихийных бедствий»  уполномочивает президента обеспечить помощь любому индивиду, ставшему безработным  в результате природных катаклизмов. Помощь оказывается на протяжении максимум 26 недель после стихийного бедствия. В некоторых случаях, этот срок увеличивается до 39 недель.

Таким образом, воздействие  на занятость и безработицу является частью общеэкономической политики в США. [3]

 

3 Проблемы государственное регулирование безработицы в России

3.1 Безработица в России

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2009г. составила 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ. Снижение занятости и увеличение безработицы в декабре связано с влиянием фактора сезонности.

В среднем за 2009г. численность  занятого населения была ниже, чем в среднем за 2008г, на 1,7 млн. человек, или на 2,4%, численность безработных была выше на 1,6 млн. человек.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в 2009г. составил 8,2%. (Приложение В).

В 2009г. общая численность  безработных в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза. (Приложение Г).

Безработица по полу и  месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в 2009г. составила 45,2%, доля городских жителей среди безработных составила 64,5%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2009г. это превышение составляло 1,6 раза. (Приложение Д).

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в 2009г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 года (16,4%). (Приложение Е).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в декабре 2009г. составил 18,4% (в ноябре 2009г. - 18,2%), в том числе среди городского населения - 17,5%, среди сельского населения - 20,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,0 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,9% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей  доля застойной безработицы существенно  выше, чем среди городских, и составляет  40,3% и 28,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В декабре 2009г. их численность составила 1,6 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 46% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).

В 2009г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, составила 25,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 20,7%.

Безработица по округам  Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. (Приложение Ж). [18]

3.2 Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России

1. Совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения.

В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения Минтрудом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения".

2. Повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости.

Повышение эффективности  использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т. д.

Разработка такого механизма  позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта Российской Федерации, так и между субъектами Российской Федерации.

3. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Повышению эффективности  регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:

  1. Развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;
  2. Расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;
  3. Формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
  4. Усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства.

Это позволит органам  службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

4. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке 
труда.

Информация о работе Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России