Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изложить теоретические подходы к оценке и регулированию безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и на всю экономику в целом, а так же рассмотреть проблемы государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России.
Задачи написания курсовой работы:
Дать определение, раскрыть основные причины и виды безработицы.
Изучить ее классификацию, основные последствия.
Рассмотреть стандартные пути решения безработицы.
Выявить основную проблему государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России

Оглавление

1.2 Классификация безработицы 6
Последствия безработицы. 10
1.4. Стандартные пути решения безработицы 11
2 Проблемы государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада 14
2.1 Государственное регулирование безработицы на Украине 14
2.2 Государственное регулирование безработицы в Китае и в Японии 16
2.3. Государственное регулирование безработицы в США 19
3 Проблемы государственное регулирование безработицы в России 22
3.1 Безработица в России 22
3.2 Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России 24
3.3 Органы государственной службы занятости или биржа труда. Размер пособий по безработице на бирже труда 26
3. 4 Регулирование безработицы различных групп населения 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г 40
Приложение Д 41
Приложение Е 42
Приложение Ж 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

В целях развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности  граждан на рынке труда, дальнейшего совершенствования системы профессионального образования и переподготовки кадров необходимо:

  1. Осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза структуры работников по укрупненным группам профессий и специальностей;
  2. Разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней,
  3. Создать и внедрить в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников;
  4. Разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.

Принимаемые меры позволят более эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики

5. Совершенствование эффективной деятельности органов службы занятости.

Совершенствование эффективности  деятельности органов  службы занятости  включает в себя два основных направления:

1)  Внедрение в деятельность органов службы занятости 
современных технологий, позволяющих сокращать период 
безработицы граждан;

2)  Оптимизацию структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.  [10]

Таким образом, проблема безработицы может быть решена путем  комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, создания эффективной  системы переподготовки кадров.

3.3 Органы государственной службы занятости или биржа труда.  Размер пособий по безработице на бирже труда

Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.

Служба занятости  федерального уровня входит в состав Министерства труда и социального развития РФ (Минтруд России). Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости.

Такая вертикальная система органов государственной  службы занятости позволяет обеспечивать обслуживание населения по единой методологи и практически в каждом городе и районе Российской Федерации.

К основным функциям службы занятости населения можно  отнести:

  1. Анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
  2. Разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
  3. Учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
  4. Организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
  5. Оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
  6. Обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
  7. Осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
  8. Осуществление контроля за правильностью формирования и использовании средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.

Служба занятости  взаимодействует с предприятиями  и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.

Финансирование  мероприятий, осуществляемых службой  занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. [12]

В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности  предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о  признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

Решение о  назначении пособия по безработице  принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.

В 2009 году в России установлены следующие размеры пособия по безработице:

    1. Минимальный размер составляет 850 рублей
    2. Максимальный размер пособий составляет  4900 рублей

Минимальный размер пособия по безработице предусмотрен гражданам, ищущим работу впервые либо после годичного перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины. [1], [16]

По российскому законодательству размеры пособий по безработице  дифференцируют в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Уволенным с предприятий и  признанным Государственной службой занятости безработными пособие по безработице выплачивается:

  1. В первые три месяца безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
  2. В последующие четыре месяца – в размере 60%
  3. В дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработанной платы.

Для расчета размера  пособия по безработице может  быть использована только официальная  часть заработной платы. Продолжительность выплаты пособия не превышает 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. [9]

Особые случаи определения пособия по безработице. Если гражданин:

  1. Впервые ищет работу (ранее не работал);
  2. Хочет работать после долгого перерыва (более 1 года);
  3. Был уволен за нарушение трудовой дисциплины;
  4. Был уволен с работы в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице, и имел в это время оплачиваемую работу меньше, чем 26 недель;
  5. Был направлен органом службы занятости на обучение и отчислен оттуда за виновные действия.

В этих случаях начисляется  минимальный размер пособий по безработице, увеличенный на размер районного коэффициента.

Таким образам, пособия по безработице не способны заменить безработным потерю постоянного заработка и обеспечить им достойное существование. [16]

3. 4 Регулирование безработицы различных  групп населения

Ухудшение ситуации на рынке  труда сказалось на всех социально-профессиональных и возрастных группах граждан. Наиболее уязвимой оказалась молодежь, особенно те ее представители, которые, завершив обучение в учебных заведениях, готовы приступить к трудовой деятельности. По данным центра занятости населения, около 39% от общего количества безработных – молодые люди, среди которых преобладают лица с высшим образованием. В тоже время продолжает расти спрос на рабочие специальности (электрогазосварщики, водители различных категорий, слесари, каменщики, штукатуры), не популярные у современной молодёжи.

Большое  сомнение работодателей  вызывают недавние выпускницы вузов: нежелание принимать их на работу объясняется в сознании, что женщина не способна быстро и качественно выполнять большие и сложные задания; дети, семья для нее важнее дела, которым она занимается, и т. д.

Востребованный специалист – это мужчина, обладающей рабочей  специальностью, в возрасте от 20 до 45 лет, имеющий высокую квалификацию, физическое здоровье не совершавший на прежней работе виновных действий. Представители данной категории граждан наиболее привлекательны для работодателей и составляют среди безработной молодежи меньшинство. [6]

Факторы, способные  обеспечить расширение молодежной занятости:

  1. Совершенствования профориентационной деятельности. Востребование данного направления работы в значительной степени обусловлена недостатками в осуществлении профориентации в школе. У учащихся выпускных классов отсутствует реальное представление о рынке труда, половина из них не знает, где можно получить выбранную профессию, многие вообще не могут профессионально определиться. Профориентацию должен осуществлять специально подготовленный специалист, использующий современные методики.
  2.   Совершенствование деятельности вузовских центров содействия трудоустройству выпускников и молодежи, важным элементом работы которых является постоянное изучение спроса и предложения на городском рынке труда, обоснование важности целевой подготовки специалистов. Необходимо, чтобы одним из приоритетов деятельности этих центров стало психологическое и организационное сопровождение карьеры будущего молодого специалиста.
  3. Корректировка профессиональной подготовки с упором на «практикоориентированность», что предлагает: включение в профподготовку спецкурсов, повышающих осведомленность молодых людей об основных сторонах профессиональной  деятельности, способствующих формированию не только профессиональных знаний, но и социально-личностных компетенций; умение выстраивать профессиональную стратегию в интересах построения успешной профессиональной карьеры.
  4. Реализация программ и мероприятий, направленных на выработку у молодежи активной жизненной позиции в результате проблем занятости. Профессиональная подготовка должна включать курсы, способствующие разработке и осуществлению проектов, приобретению навыков написания грантовых заявок, развитию предпринимательской инициативы.
  5. Совершенствование способов оценки эффективности реализации политики молодежной занятости. Необходимо использовать не только количественные показатели – численность безработных и трудоустроенных, но и качественные  - трудоустройство по профессии, уровень социальной защиты молодого работника, возможность профессионального роста и профессионального развития.
  6. Совершенствование профессионального мастерства молодых специалистов, что выражается в накоплении человеческого капитала как меры способности к труду. [2]

Также существуют определенные мероприятия для поддержания семей, когда один из членов семьи безработный.

Меры, связанные с безработицей, ухудшающей положения в связи  с увольнением матери или отца сложном периоде рождении и воспитании детей, включает:

  1. Предоставление права в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора:
  2. Матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания ее (его) безработной  (безработным);
  3. Беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине – в повышенном размере) в случае признания ее безработной. Сохранение права на обучения и переобучение с перспективой на будущее.
  4. Введение для мужчины, признанного безработным, специальной надбавки до максимального размера пособия по безработице (на период его действия), если его жена находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком.
  5. Установление для безработных родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, надбавки к пособию по безработице в размере 10% от назначенного пособия.
  6. Продление выплат пособий по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет. Тем самым можно снизить давление на рынок труда женской рабочей силы.
  7. После трехлетнего перерыва на материнство неработающая мать может снова начать работать, целесообразно представить ей сертификат на материнский капитал на оплату собственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. [5]

Таким образом, правительство в той или иной степени старается повлиять на ситуации в России.

 

Заключение

В данной работе мы пытались дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как безработица. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов

Итак, теперь мы с уверенностью можем говорить, что безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Число безработных в каждый момент развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалифицированной структуры работников существующему спросу, конкретной демографической ситуации, политики занятости, проводимой государством.

Информация о работе Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России