Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изложить теоретические подходы к оценке и регулированию безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и на всю экономику в целом, а так же рассмотреть проблемы государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России.
Задачи написания курсовой работы:
Дать определение, раскрыть основные причины и виды безработицы.
Изучить ее классификацию, основные последствия.
Рассмотреть стандартные пути решения безработицы.
Выявить основную проблему государственного регулирования безработицы в странах Запада и в России

Оглавление

1.2 Классификация безработицы 6
Последствия безработицы. 10
1.4. Стандартные пути решения безработицы 11
2 Проблемы государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада 14
2.1 Государственное регулирование безработицы на Украине 14
2.2 Государственное регулирование безработицы в Китае и в Японии 16
2.3. Государственное регулирование безработицы в США 19
3 Проблемы государственное регулирование безработицы в России 22
3.1 Безработица в России 22
3.2 Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в современной России 24
3.3 Органы государственной службы занятости или биржа труда. Размер пособий по безработице на бирже труда 26
3. 4 Регулирование безработицы различных групп населения 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г 40
Приложение Д 41
Приложение Е 42
Приложение Ж 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Рабочая сила - Число занятых = Безработные.

Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного  населения, которое в свою очередь  является частью всего населения  страны.

Таким образом, уровень безработицы служит базовым фактором для выработки экономической политики в стране. [8]

    1. Последствия безработицы.

  1. Социальные последствия - потеря квалификации.

Усиление конкуренции на рынке  труда между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них, по существу, будет носить вынужденный характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимое качество работ. А также способствует обострение социальной напряженности, ухудшению социально-психологического климата в обществе.

  1. Медицинские последствия - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Они могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением.
  2. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
  3. Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека.
  4. На национальном уровне безработицы снижается объем ВНП. Главная «цена» безработицы – уменьшение объема ВНП. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический уровень ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
  5. Для отдельного человека безработица  означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.

Однако она имеет не только негативное последствие, безработица – одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики. Обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица  обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации. [10]

1.4. Стандартные пути решения безработицы

Многообразие форм безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные пути. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

  1. Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  2. Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: создание развитого рынка жилья; увеличение масштабов жилищного строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Уровень структурной безработицы может быть снижен за счет программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры

  1. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  1. Стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

2) Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

  1. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже притом же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
  2. Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Но этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
  3. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  4. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

 

2  Проблемы государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада

2.1 Государственное регулирование безработицы на Украине

Суть данной политики  должна заключаться в том, что  бы иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер  государственного регулирования, предотвращающих  рост безработицы и ее переход в застойную форму.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  7. Решение проблемы "очаговой" безработицы в районах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
  8. Выплата пособий по безработице. Размер пособия по безработице зависит, в первую очередь, от заработной платы, а также от трудового стажа. Соответственно, если стаж от 2 до 6 лет – 55%, от 6 до 10 лет – 60% и более 10 лет – 70%. Однако максимальный размер пособия по безработице ограничен уровнем средней заработной платы по региону.

Большую роль при  получении пособия по безработице  играет наименование статьи, по которой  уволили. Здесь может быть три  варианта: по собственному желанию, по согласию сторон или по сокращению.

Пособие по безработице  оплачивается в течение года после  принятия  официального статуса безработного (для людей предпенсионного возраста - два года). При этом размер пособия по безработице уменьшается по мере длительности безработицы. Первые 3 месяца это 100% рассчитанной суммы, следующие 3 месяца - 80%, далее - 70%.

Таким образом, Украина  нуждается в особой политике регулирования  занятости, которая должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут спровоцировать безработицу. [13]

 

2.2 Государственное регулирование безработицы в Китае и в Японии

В прошлом году уровень безработицы  в Китае  составил 4,3%, в этом году власти намерены удержать ее на уровне 4,6%. Впрочем, по оценкам китайских экспертов, в прошлом году количество выступлений в китайских деревнях значительно увеличилось, хотя никаких цифр власти не публикуют. Помимо крестьян источником нестабильности стали не нашедшие работу выпускники вузов (не смогли найти работу около 1 млн. человек), работники убыточных госпредприятий, а также 130 млн. мигрантов из сельских районов, многие из которых потеряли работу в городах из-за остановки работавших на экспорт фабрик.

Мероприятия, направленные на ликвидацию безработицы:

  1. На поддержку деревни правительство потратит 951,8 млрд. юаней (почти $140 млрд.), а на поддержание занятости — 43,3 млрд. юаней ($6,3 млрд.).
  2. Особенно тщательно власти следят за тем, чтобы на улице не остались вчерашние студенты, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать ядром оппозиции в городах. Например, студентам-платникам, которые согласятся поехать в деревню в качестве учителей и врачей, будут возмещены затраты на обучение.
  3. Из-за роста социальных расходов дефицит бюджета составит в 2010 году 105 млрд. юаней— почти 3% ВВП. В результате затормозилось финансирование других сфер, которые ранее были в числе приоритетов. Зато расходы на образование, составят не менее 4% ВВП.
  4. Постепенная  модернизация политической системы.  Премьер – министр  пообещал создать условия для того, чтобы население могло чаще выступать с критикой правительства, а также увеличить роль СМИ в контроле над чиновниками.
  5. Также для борьбы с безработицей в Китае предусматривается пособие по безработице, которое выплачивается при следующих условиях:
  6. Полный год страхового взноса была произведена оплата
  7. Безработица не является добровольной
  8. Уровень безработицы был зарегистрирован

Информация о работе Государственное регулирование безработицы: опыт стран Запада и России