Формирование себестоимости производства и реализации продукции на предприятии на примере ОАО «Черниговец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что себестоимость играет важную роль в ценообразовании и требует тщательного изучения.
Целью данной работы является - изучить себестоимость производства и реализации продукции, ее виды и состав. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические вопросы себестоимости производства и реализации продукции;
Рассмотреть основные виды себестоимости;
Рассмотреть основные составляющие анализа структуры себестоимости производства и реализации продукции, и проанализировать их на основе предприятия ОАО «Черниговец».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие себестоимости продукции, работ, услуг.
Классификация затрат на производство и реализацию продукции……………5
2. Группировка затрат по экономическим элементам……………………..…...9
3. Группировка затрат по статьям калькуляции………………………….……13
4. Формирование себестоимости производства и реализации продукции на примере ОАО «Черниговец» …………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный  технический университет

имени Т.Ф. Горбачева»

 

Кафедра  финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»

на тему: «Формирование себестоимости производства и реализации продукции на предприятии на примере ОАО «Черниговец»

 

 

 

 

                                                            Выполнил: студент группы –

                                                           

 

                                                             Проверила:

                                                             доц. Шевелева О.Б.

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие себестоимости продукции, работ, услуг.

Классификация затрат на производство и реализацию продукции……………5

2. Группировка  затрат по экономическим элементам……………………..…...9

3. Группировка затрат по статьям калькуляции………………………….……13

4. Формирование себестоимости  производства и реализации продукции на примере  ОАО «Черниговец» …………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной, быстро меняющейся, обстановке необходимо постоянно проводить анализ деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.

Себестоимость является одним из важных показателей  эффективности производства. Отображая  уровень расходов на производство, себестоимость комплексно характеризует  степень использования всех ресурсов предприятия, а, значит, и уровень техники, технологии и организации производства. Чем лучше работает предприятие, интенсивнее использует производственные ресурсы, более успешно совершенствуется техника, технология и организация производства, тем ниже себестоимость продукции.

Главными задачами развития экономики на современном  этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что себестоимость играет важную роль в ценообразовании и требует  тщательного изучения.

Целью данной работы является - изучить себестоимость производства   и реализации продукции, ее виды и состав. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить теоретические вопросы себестоимости производства и реализации продукции;
  • Рассмотреть основные виды себестоимости;
  • Рассмотреть основные составляющие анализа структуры себестоимости производства и реализации продукции, и проанализировать их на основе предприятия ОАО «Черниговец».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды себестоимости продукции (работ, услуг).

Классификация затрат на производство и реализацию продукции

 

Себестоимость (издержки) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг. [4]

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы, отражающих эффективность использования  ресурсов; результаты внедрения новой  техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. [1]

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

  • учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. [6]

По объему учитываемых  затрат различаются три вида себестоимости:

1.Цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

2.Производственная  себестоимость (себестоимость готовой  продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

3.Полная себестоимость,  или себестоимость реализованной  (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Корме того, различают  плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости. [6]

Существует  обширная классификация затрат.

По  функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:

-  снабженческо-заготовительные;

-  производственные;

-  коммерческо-сбытовые;

-  организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет  в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений  каждой сферы, что является одним  из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности.

1) По отношению к производственному процессу:

а) Основные –  непосредственно связанные с  процессом производства (расход материалов, заработной платы производственных рабочих, отчисления на социальные нужды. Данные затраты составляют около 90% себестоимости;

б) Накладные, связанные с управлением организации и обслуживанием производства.

2) В зависимости  от способа включения в себестоимость  отдельных видов продукции:

а) Прямые. К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с процессом изготовления конкретного вида продукции. В них входят затраты на основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и другие. Затраты полностью включаются в себестоимость.

б) Косвенные. Косвенные  включают затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции. Это общепроизводственные и коммерческие расходы. В себестоимость продукции их включают пропорционально какой-либо базе распределения (например, пропорционально оплате труда, прямым затратам).

3.По отношению  к объёму производства:

а) Условно-постоянные – затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции.

б) Условно-переменные – затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции. К переменным издержкам относятся затраты на приобретение сырья, оплату труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.

4.По периодичности  возникновения:

а) Текущие –  расходы, имеющие частую периодичность (расход сырья и материалов).

б) Единовременные (однократные) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.

5. По видам расходов: Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется  при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты).

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются:

а) сырье и  материалы;

б) топливо и  энергия;

в) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

г) отчисления на социальное страхование;

д) расходы на подготовку и освоение производства;

е) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

ж) цеховые расходы;

з) общезаводские  расходы;

и) прочие производственные расходы;

к) внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д. [3]

 

  1. Группировка затрат по экономическим элементам

 

Все затраты  операционной деятельности группируются согласно их экономическому содержанию по совокупности экономически однородных составляющих, т.е. по элементам, а именно:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные мероприятия;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

В каждый экономический  элемент включают однородные по своей  экономической природе затраты  на первичные ресурсы, независимо от направления использования. Перечень экономических элементов един для всех отраслей промышленности, что обеспечивает сопоставимость структуры расходов. [8]

Материальные  затраты во всех отраслях народного хозяйства (кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. Сырье и материалы включают в себя стоимость приобретаемых со стороны ресурсов, которые входят в продукт и составляют его основу или являются необходимым компонентом. Покупные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны, подвергаются в дальнейшем дополнительной обработке или сборке-монтажу. Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их внешнего вида или других свойств, а также используются при обслуживании производства (смазочные, обтирочные, красители, упаковочные и проч.). Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатого воздуха, холода и др.), приобретаемые со стороны, выделяются особо в составе материальных затрат в связи с их важным народнохозяйственным значением. В материальные затраты включаются также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др. [7]

Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.

Информация о работе Формирование себестоимости производства и реализации продукции на предприятии на примере ОАО «Черниговец»