Фискальная политика Российской Федерации: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:13, реферат

Краткое описание

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Фискальная политика, ее инструментарий и виды 5
1.1. Понятие и цели фискальной политики 5
1.2. Инструментарий фискальной политики 6
1.3. Виды фискальной политики 7
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 7
1.3.2. Недискреционная фискальная политика …11
Глава 2. Налоги 16
2.1. Функции налогов 16
2.2. Виды налогов 18
2.3. Развитие концепций налогообложения 21
2.4. Принципы налогообложения 23
2.5. Система выплаты налогов 26
2.6. Налоговый мультипликатор 27
Глава 3. Государственные расходы 29
3.1. Государственные расходы и совокупный спрос 29
3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП 31
3.3. Мультипликатор государственных расходов 32
Глава 4. Особенности фискальной политики в РФ 35
4.1. Необходимость реформирования фискальной политики 35
4.2. Пути и методы совершенствования фискальной политики 38
Заключение 48
Список используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

фИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Российской экономики.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

спада мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая  тем  самым  нарастание  кризисов,  увеличивая  потребительские расходы.

Но есть здесь и  недостаток.  Временное  снижение  налогов  не  всегда

приемлемо для борьбы со спадом, так  как  в  демократическом  обществе,  как правило, сложнее  повысить налоги  после  преодоления  спада,  гораздо  проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей,  чем на   борьбу   с   инфляционным    разрывом    и    чрезмерной    занятостью.

Эффективная дискреционная  фискальная политика  предполагает  грамотную диагностику  происходящих  экономических  процессов,   на   основе   которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные  расходы  на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во  что  выльются  возникшие  тенденции  макроэкономики полностью не удается. Поэтому  правительство  не  всегда  может  предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает  его  принимать решения  по  настройке  фискальной   политики   с   известным   запозданием. Образуется  временной  лаг  между  необходимостью  настройки   экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание  действия  необходимых  рычагов  дискреционной  политики связано  также  с  обычными  административными  процедурами  по  организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются  по  истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между  периодом  возникновения потребности  в  новых  направлениях   фискальной   политики   и   получением ожидаемого положительного эффекта от их  применения  накладываются  друг  на друга.  Это,  безусловно,  ухудшает  возможности  дискреционной   фискальной политики быстро  настраиваться  на  происходящие  изменения  в  экономике  и эффективно их корректировать.

 

 

1.3.2. Недискреционная фискальная политика

 

Второй  вид  фискальной  политики  –  недискреционная,  или   политика автоматических   (встроенных)   стабилизаторов.   Ограниченные   возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к  потребностям,  вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает  необходимым  дополнить  ее  иным видом фискальной политики,  способной  непрерывно  корректировать  налоговые поступления. Это  осуществляется  автоматически  с  помощью  так  называемых встроенных стабилизаторов.

      "Встроенный" (автоматический) стабилизатор -  экономический   механизм, позволяющий снизить амплитуду   циклических  колебаний  уровней   занятости  и выпуска,  не   прибегая   к   частым   изменениям   экономической   политики правительства. В качестве  таких  стабилизаторов  в  индустриальных  странах обычно   выступают   прогрессивная    система    налогообложения,    система государственных трансфертов (в том числе страхование по  безработице)  и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной

политики,  так  как  эти  механизмы   "включаются"   без   непосредственного

вмешательства парламента.

      Их суть  заключается в увязке ставок  налогов  с  величиной   получаемого

дохода. Почти все налоги построены таким образом, что  позволяют  обеспечить рост налоговых  поступлений с  увеличением  чистого  национального  продукта. Это  касается  подоходного  налога  на   физических   лиц,   который   имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость;  налога с продаж, акцизов.

   На графике  размеры государственных расходов  постоянны.  На  самом  же

деле они  меняются.  Но  эти  изменения  зависят  от  решений  парламента  и правительства, а не от роста ВНП (валового национального  продукта). Поэтому график не показывает прямой связи  государственных  расходов  от  увеличения ЧНП. Налоговые же  поступления  во  время  подъема  растут.  Это  происходит потому, что  увеличиваются  продажи  и  доходы.  Изъятие  же  части  доходов налогами сдерживает темпы экономического  роста  и  инфляции.  В  результате действующих  сил,  помимо  усилий  правительства,  предотвращается  перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

       В  этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы  (T>G).  Возникает  излишек—  профицит  государственного   бюджета,   который позволяет  расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым  в депрессивный период экономики.

      График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда   ЧНП уменьшается, т. е. падает  производство, что  ведет  к   образованию  дефицита государственного  бюджета  (G>T).  Если  бы  объем   налоговых   поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса,  хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски,  что спровоцировало  дальнейшее  свертывание  производства.  Значит,   уменьшение налоговых  поступлений  в  этот  период  объективно  оберегает  общество  от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

      Циклический  дефицит (излишек)  -  дефицит  (излишек)  государственного бюджета,  вызванный автоматическим  сокращением   (увеличением)   налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на  фоне спада (подъема) деловой активности.

      Встроенные  стабилизаторы не  устраняют   причин  циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального  уровня,  а  только  ограничивают размах этих колебаний.

      На основании  данных  о  циклических  бюджетных   дефицитах  и  излишках нельзя  оценивать эффективность мер  фискальной  политики,  так   как   наличие циклически    несбалансированного бюджета не  приближает   экономику   к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.  Поэтому   встроенные   стабилизаторы   экономики,   как   правило сочетаются  с мерами  дискреционной  фискальной   политики   правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

      В результате  возникает структурный дефицит  (излишек) государственного бюджета  -  разность  между  расходами  (доходами)  и  доходами  (расходами) бюджета в условиях   полной   занятости.   Циклический   дефицит   нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного  дефицита  и структурным дефицитом.

    Группа  американских  специалистов  во  главе  с   А.  Лаффером  изучила

зависимость суммы налоговых  поступлений  в  бюджет  от  ставок  подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис.1).

 

Рис.2

    Группа А.  Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro  является

оптимальной. При такой  ставке достигается  максимальная  сумма  налогов  TM. При ставке  налога  выше  Rо  резко  снижается  деловая  активность  фирм  и работников, и тогда доходы уходят в теневую  экономику.  При  R,  близкой  к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы  к  трудовой  деятельности  и предпринимательству.

      Признано,  что  высшая  ставка  налогообложения  (для  самых   высоких

доходов) должна быть 50—70%.

      Россия  сегодня  по  налоговым  поступлениям  явно  находится   не   в

оптимальной  позиции.  В  результате  запланированная   величина   налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

    Фактически  государство не может получить  и 30-35% ВВП, что повлечет  за  собой задержку выплаты заработной  платы  работникам  бюджетных   организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

    Кривая Лаффера   показывает,  что  при  определенных  условиях  снижение налоговых   ставок  может  создать  стимулы   для   бизнеса,   способствовать  образованию   дополнительных   сбережении   и   тем   самым    содействовать инвестиционному  процессу.  Уменьшение  банкротств   должно   способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков  при этом должно возрасти.

      Налоговая  система должна  совершенствоваться  по  следующим  важнейшим направлениям:

    - требуется   уменьшение  налогового  бремени.  Оно  является  чрезмерным поскольку  налоговые изъятия при составлении  бюджета государства до сих  пор планировались  в  размере   около  половины  ВНП.  Мировой   опыт  и теоретические  разработки,  отраженные  в   виде   «кривой   Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается   массовое  бегство от налогов, обусловливает низкий   уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются  условия непрерывного производства;

    -  необходимо  изменение  структуры  налоговых   поступлений   за   счет поэтапного  увеличения уровня налогообложения  физических лиц (доходов и имущества),  а  также  налогов  на  имущество  и рентных платежей  в природоэксплуатирующих  отраслях,  что обеспечит рост  платежей   за использование природных ресурсов. Резкий переход на  преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

    -  назрела   необходимость  сокращения  налоговых   льгот.  В  сегодняшний период,  когда  происходит  глобальный  пересмотр  налоговой  системы,  индивидуализация  налоговых   льгот   оборачивается   неразберихой   и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна  лишь  в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.3

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГИ

 

Государство признано вносить  в экономику стабилизирующее  воздействие, обеспечивая наилучшие  условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

 

2.1. Функции  налогов

 

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные  денежные фонды и материальные условия для функционирования государства Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка. 4

Экономическая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся  в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция). 5

Информация о работе Фискальная политика Российской Федерации: теория и практика