Фискальная политика Российской Федерации: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:13, реферат

Краткое описание

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Фискальная политика, ее инструментарий и виды 5
1.1. Понятие и цели фискальной политики 5
1.2. Инструментарий фискальной политики 6
1.3. Виды фискальной политики 7
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 7
1.3.2. Недискреционная фискальная политика …11
Глава 2. Налоги 16
2.1. Функции налогов 16
2.2. Виды налогов 18
2.3. Развитие концепций налогообложения 21
2.4. Принципы налогообложения 23
2.5. Система выплаты налогов 26
2.6. Налоговый мультипликатор 27
Глава 3. Государственные расходы 29
3.1. Государственные расходы и совокупный спрос 29
3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП 31
3.3. Мультипликатор государственных расходов 32
Глава 4. Особенности фискальной политики в РФ 35
4.1. Необходимость реформирования фискальной политики 35
4.2. Пути и методы совершенствования фискальной политики 38
Заключение 48
Список используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

фИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Российской экономики.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 3

Глава 1. Фискальная политика, ее инструментарий и виды 5

1.1. Понятие и цели  фискальной политики 5 

1.2. Инструментарий фискальной  политики 6   

1.3. Виды фискальной  политики 7  

1.3.1. Дискреционная фискальная  политика 7

1.3.2. Недискреционная фискальная политика …11

Глава 2. Налоги 16

2.1. Функции налогов 16

2.2. Виды налогов 18

2.3.  Развитие концепций  налогообложения 21

2.4. Принципы налогообложения 23

2.5. Система выплаты  налогов 26

2.6. Налоговый мультипликатор 27

Глава 3. Государственные расходы 29

3.1. Государственные расходы  и совокупный спрос 29

3.2. Воздействие фискальной  политики на уровень ВНП 31

3.3. Мультипликатор государственных  расходов 32

Глава 4. Особенности фискальной политики в РФ 35

4.1. Необходимость реформирования фискальной политики 35

4.2. Пути и методы совершенствования фискальной политики 38

Заключение 48

Список используемой литературы 50

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современная фискальная политика определяет основные направления  использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что  это, подобно атомной бомбе, слишком  мощное оружие, чтобы позволить отдельным  лицам и правительствам играть с  ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Очень большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Основной задачей хозяйственной  политики представители теории предложения  считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

С начала экономических  реформ в России Правительство взяло  ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что  отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть  фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была поставлена цель - рассмотреть проблемы и особенности фискальной политики в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ВИДЫ

1.1. Понятие  фискальной политики

 

Главными  средствами  перераспределения  доходов  и  наиболее  важными орудиями государственного регулирования экономики и  экономической  политики являются бюджет и налоги.  Это  тесно  связанные  категории,  поэтому  часто говорят о  бюджетно-налоговой  политике.  Часто  вместо  термина  «бюджетно-налоговый» используют его  синоним  «фискальный»        (от  лат.  fiscus  - государственная   казна    и     fiscalis    -   относящийся    к    казне).

      Фискальная (бюджетно-налоговая) политика —  это  система  регулирования правительством  экономики  с  помощью  изменений  государственных  расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с  целью  изменения  реального объема  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией  и   ускорения экономического роста.

      Налоги  и  государственные  расходы   являются  основными  инструментами фискальной политики. Фискальная  политика   может  как благотворно,  так и достаточно   болезненно   воздействовать   на   стабильность    национальной экономики.

      Фискальная  политика  объединяет  в  себе  такие  крупные  виды,  формы

финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности  экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

 

1.2. Инструментарий  фискальной политики

 

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ финансового регулирования  экономики осуществляется с помощью  мощных рычагов - налогообложения и  государственных расходов. В связи  с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.1

1.3. Виды фискальной политики

 

      В зависимости  от характера использования прямых и косвенных финансовых методов  экономическая  наука  различает  два   типа   фискальной   политики государства:

     - дискреционную;

     - недискреционную.

      Инструменты   фискальной  политики  используются  государством,   чтобы оказать влияние на совокупный спрос и  совокупное  предложение,  воздействуя тем самым на общую экономическую  конъюнктуру,  способствовать  стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические  меры,  противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров,  угрожающим  возникновением кризисных явлений.

 

 

1.3.1. Дискреционная фискальная политика

 

Под  дискреционной  фискальной   политикой   понимается   сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с  целью  изменения реального  объема  национального  производства  и  занятости,  контроля  над инфляцией и ускорения экономического роста.2

Выделяют два вида дискреционной политики:

- стимулирующую,

- рестриктивную.

Стимулирующая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   экспансия) осуществляется   в   период   спада,     депрессии,    включает    повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер.

В более  долгосрочной  перспективе  политика  снижения  налогов  может привести  к   расширению   предложения   факторов   производства   и   росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей  связано с проведением  комплексной  налоговой реформы,  сопровождающейся   ограничительной   кредитно-денежной   политикой Центрального  Банка  и  изменением  оптимизации  структуры   государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает  снижение  государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет  своей  целью  ограничение  циклического  подъема  экономики   и предполагает снижение госрасходов,  увеличение  налогов  или  комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы  и  спада  производства.  В  более  долгом  периоде растущий налоговый клин  может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции  (спад,  или значительное замедление  экономического  развития),  особенно   в   том   случае,   когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально  по  всем статьям  бюджета  и  не  создается  приоритетов  в  пользу   государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В рамках дискреционной  политики рассматриваются  различные  социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа  занятости является одной из мер  в  борьбе  с безработицей и  стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за  счет средств  государства и местных органов  власти. Например,  широкое применение в рыночной  экономике в период  кризиса 1929-1933  гг.  нашла программа организации общественных  работ.  По  этой  программе государство за  счет бюджетных средств организовало  различные виды  работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их  закапывали. Поэтому довольно  часто,  с  точки  зрения  экономики,  эти  программы  были малоэффективны.

Главная задача этих  программ  состояла  в  том,  чтобы  стимулировать

совокупный спрос  и  снять  социальное  напряжение  в  обществе  в  условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти программы  довольно  расточительны,  гораздо  эффективнее проводить    регулярную    антициклическую     политику,    чем  бороться  с последствиями  кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти программы  занятости  могут  модифицироваться.  Так,  для роста  занятости   можно   поощрять   мелкие   предприятия,   обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется  в Китае.

В условиях нормального  экономического  развития  правительство  должно иметь  стратегическую  и  четкую  программу  в  области   занятости,   чтобы эффективно использовать ее в  условиях  спада,  когда  люди  теряют  работу. Программы  занятости  обычно  носят   довольно   гибкий   характер.   Весьма эффективны они в том плане, что в отличие  от  программ  общественных  работ требуют меньше затрат и могут применяться местными  властями  на  каком-либо локальном рынке.

Расходы на  социальные  программы  включают  в  себя  выплаты  пенсий, различные  программы  помощи  малоимущим   слоям   населения,   расходы   на образование, медицину  и  т.  д.  Эти  программы  позволяют  стабилизировать экономическое  развитие,  когда  сокращаются   доходы   населения.   Главным недостатком всех этих программ является то,  что  они  вводятся  в  условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых  ставок, с этой точки зрения, является более эффекттивным инструментом в  стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного  налога  в  условиях  кратковременного

Информация о работе Фискальная политика Российской Федерации: теория и практика