Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:13, реферат
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия.
Введение 3
Глава 1. Фискальная политика, ее инструментарий и виды 5
1.1. Понятие и цели фискальной политики 5
1.2. Инструментарий фискальной политики 6
1.3. Виды фискальной политики 7
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 7
1.3.2. Недискреционная фискальная политика …11
Глава 2. Налоги 16
2.1. Функции налогов 16
2.2. Виды налогов 18
2.3. Развитие концепций налогообложения 21
2.4. Принципы налогообложения 23
2.5. Система выплаты налогов 26
2.6. Налоговый мультипликатор 27
Глава 3. Государственные расходы 29
3.1. Государственные расходы и совокупный спрос 29
3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП 31
3.3. Мультипликатор государственных расходов 32
Глава 4. Особенности фискальной политики в РФ 35
4.1. Необходимость реформирования фискальной политики 35
4.2. Пути и методы совершенствования фискальной политики 38
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Это приближает российскую
систему косвенного налогообложения
к принятой в мировой практике,
которая исключает
Революционными можно назвать изменения в подоходном налогообложении физических лиц. В мировой практике, за некоторым исключением, отсутствует «плоская шкала» подоходного налогообложения (единый налог на зарплату). Вся мировая история подоходного налога связана с использованием прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное обложение доходов изначально было направлено на решение проблемы обеспечения социальной справедливости.
Обложение доходов всех физических лиц по ставке 13%, прописанное в главе 23 второй части Налогового кодекса — это способ защиты фискальных интересов государства, попытка вытащить на «свет» денежные доходы богатых налогоплательщик. Только ежегодный недобор подоходного налога оценивается примерно 80 млрд. руб. поставлена задача «вытащить из тени» зарплату, которую на предприятиях выдают в конвертах, т.е. без обложения подоходным налогом. По различным оценкам, 98% плательщиков этого налога уплачивают его по минимальной ставке.20
Но с точки зрения социальной справедливости единая ставка обложения доходов для физических лиц нарушает справедливость налогообложения в «вертикальном разрезе» — налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается. Еще более усилится неравномерное распределение российского населения по уровню доходов. В настоящее время 20% наиболее богатых устойчиво получают примерно половину всех доходов.
Что касается использования единой ставки подоходного налога для борьбы с «черной» оплатой труда, то только практика сможет доказать эффективность предложенного эксперимента. (Очень трудно надеяться, что единая ставка налогообложения доходов физических лиц действительно создаст стимул для честного декларирования гражданами реального уровня своих доходов)
В 1999 г. в структуре налоговых доходов доля косвенных налогов составляла 76,7%. Введение единого налогообложения доходов для всех физических лиц, кратное повышение акцизов на бензин и табачные изделия, рост акцизов на водку еще более усилит регрессивный характер российской налоговой системы, чему нельзя давать однозначную оценку.
В России в 90-х годах фискальная направленность налога на прибыль не вызывает сомнений. В 1999 г. Правительство РФ предприняло первые шаги по снижению фискальной нагрузки на прибыль: с 1 апреля 1999 г. ставка налога на прибыль сократилась с 35% до 30%, по высокорентабельным видам деятельности (банковская, биржевая, брокерская, страховая, посредническая деятельность) предельная ставка налога также снижена с 43% до 38%.21
По расчетам Минфина России, в 2002 г., объем налога на прибыль превысил НДС и стал самым собираемым налогом.
Принципиально новый подход нужно реализовать в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Вместо дифференцированной системы амортизационных норм должна быть введена система нормативов амортизационных отчислений по укрупненным амортизационным группам, которая близка к международным стандартам. Это позволит заметно уменьшить налогооблагаемую прибыль в первые годы эксплуатации основных средств. Таким образом, российские предприятия получат возможность использовать ускоренную амортизацию как важнейший источник самофинансирования, увеличения инвестиционных средств.
Много вопросов вызывает у налогоплательщиков процедура уплаты единого социального налога. Уже возникли серьезные проблемы. В главе 24 Кодекса прописаны регрессивная ставка налогообложения по единому социальному налогу, с выделением четырех категорий (от 100 до 600 тыс. руб.). Но если 98-99% наших налогоплательщиков попадают в первую категорию (фонд оплаты труда не превышает 100 тыс. руб.), то тогда никакой регрессивной ставки налогообложения не получается.22
Продолжаются споры о жизнеспособности плоской шкалы налога на доходы с физических лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 416 с.
2. Бункина М.К. Национальная экономика. Уч.пособ. - М.: Дело, 1997. – 272 с.
3. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 1997. - 320 с.
4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: «ИНФРА-М», 1996. - 560 с.
5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - С-Пб., 1994. - 406 с.
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000. - 861 с.
7. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.
8. Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. - СПб: Изд-во «Питер», 1999. - 240 с.
9. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1993. - 800 с
10. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.:БГЭУ, 2000. - 214 с.
11. . Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244с.
12. Налоги и налоговое право: Учеб.пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: «Аналитика Пресс», 1997. - 600 с.
13. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб.для вузов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, изд-во «Питер», 2000. - 544 с.
1 Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: «ИНФРА-М», 1996. стр.355-358.
2 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1993. - 678 с.
3 Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.:БГЭУ, 2000. – стр.125-134
4 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - С-Пб., 1994. - стр.261-263.
5 Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - стр.137-150.
6 Налоги и налоговое право: Учеб.пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: «Аналитика Пресс», 1997. -стр.109-115.
7 . Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 1997. - стр.178-182.
8 Бункина М.К. Национальная экономика. Уч.пособ. - М.: Дело, 1997. - стр.184-186.
9 Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - С-Пб., 1994. - стр.261-265
10 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000. - стр.647-650.
11 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - стр.285-287
12. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1997. – стр.257-259.
13 Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. - СПб: Изд-во «Питер», 1999. - стр.197-200.
14 Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб.для вузов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, изд-во «Питер», 2000. – стр.412-414.
15 Курс переходной экономики /Под ред. акад. Л. И. Абалкина – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001, с. 306
16 Эффективна ли нынешняя налоговая политика / Финансы, № 10, 2002, с 26
17 Эффективна ли нынешняя налоговая политика / Финансы, № 10, 2002, с 28
18 Основные ориентиры фискальной политики/Финансы, № 8, 2002, с 55
19 Эффективна ли нынешняя налоговая политика / Финансы, № 10, 2002, с 28
20 Эффективна ли нынешняя налоговая политика / Финансы, № 10, 2002, с 31
21 Выполнение фискальной политики / Проблемы прогнозирования, № 2, 2003, с. 55
22Выполнение фискальной политики / Проблемы прогнозирования, № 2, 2003, с 56
Информация о работе Фискальная политика Российской Федерации: теория и практика