Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия, структуры и принципов деятельности финансовой системы России.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Предмет исследования финансовая система.
Исходя из поставленной цели работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы и ее структуру;
- рассмотреть бюджетную систему как главное звено финансовой системы;
- исследовать понятие налоговой системы и налоговой политики;
- проанализировать особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Финансовая политика государства и финансовый контроль 7
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Понятие и функции бюджета 10
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг 16
2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 24
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Система налогов и сборов и их классификация 28
3.2. Налоговая система. Кривая А.Лаффера 31
3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
-
введение в бюджетный процесс
государственных (
-
расширение полномочий органов
власти всех уровней в рамках
единых, установленных Кодексом, общих
позиций по детализации,
-
создание стимулов для органов
государственной власти
-
обеспечение самостоятельности
и ответственности главных
-
создание условий для
-
уточнение вопросов
Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.
Согласно предварительным данным Минфина России, в 2007 году показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались лучше результатов 2006 года. Доходы федерального бюджета составили 7764,6 млрд. руб. (23,5% ВВП), что больше соответствующего показателя предшествующего года на 0,18% п.п. ВВП. 12
Динамика основных видов доходов и расходов федерального бюджета в % ВВП представлена в Приложении 1.
За исключением поступлений в счет погашения задолженности, основным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост импорта, который привел к увеличению доходов по ввозным таможенным пошлинам и НДС на импортные товары. С другой стороны, наибольшее негативное влияние на формирование доходов федерального бюджета оказало укрепление рубля к доллару США, так как поступление ряда доходов непосредственно зависит от валютного курса (в частности ввозные таможенные пошлины, НДПИ и вывозные пошлины на нефть и др.).
Несмотря на рост мировых цен на энергоносители, 2007 год характеризовался снижением доли доходов, связанных с реализаций углеводородов (нефтегазовых доходов). Кроме укрепления национальной валюты влияние оказало также отставание роста физических объемов добычи и экспорта нефти от темпов роста экономики, а также снижение объемов экспорта газа.
Расходы федерального бюджета в 2007 году, по предварительным данным, составили 5982,2 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,2 п.п. больше расходов в 2006 году.
Расходы на обслуживание долга в 2007 году снизились до 142,1 млрд. руб. по сравнению с 172,8 млрд. руб. 2006 году (0,4% ВВП и 0,6% ВВП соответственно). Исполнение по непроцентным расходам составило 5840 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП выше, чем в 2006 году (4112 млрд. руб., или 15,3% ВВП).
Основной причиной высокого уровня расходов в 2007 году послужили единовременные перечисления средств федерального бюджета в объеме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: 240 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 180 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 130 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий». Без учета этих расходов непроцентные расходы составили бы 16% ВВП.13
В функциональной классификации расходов наибольший объем непроцентных расходов пришелся на межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику. В сравнении с 2006 годом значительно повысились расходы на национальную экономику, общегосударственные расходы (без учета процентных расходов), жилищно-коммунальное хозяйство.
Следует также отметить, что объем расходов в 2007 году оказался на 549,2 млрд. руб. меньше, чем предусмотрено в бюджете с учетом внесенных поправок. Часть отклонения обусловлена неиспользованными ассигнованиями Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанные расходы будут производиться в будущих периодах. Другая часть вызвана поздним внесением поправок в закон о федеральном бюджете на 2007 год. Виду этого, отдельные дополнительные расходы даже не были профинансированы в отчетном году и будут осуществляться в текущем году. Необходимые для этого нормы уже внесены в закон о бюджете.
Соотношение кассовых и профинансированных непроцентных расходов в 2007 году практически повторило динамику 2006 года и составило 97,6% по сравнению с 98,1% в прошлом году.
При относительно равномерном поквартальном планировании расходов федерального бюджета и проводимой Минфином России политики опережающего финансирования расходов, кассовые расходы в 2006-2007 годах осуществлялись крайне неравномерно. При этом в 2007 году ситуация несколько ухудшилась. В процентном отношении к общему объему кассовых расходов исполнение в первом, втором и третьем кварталах 2007 года составило 15,8%, 20,5% и 21,6% (соответственно, в 2006 году – 19,2%, 24,1% и 23,6%). В результате, в течение года на бюджетных счетах накапливались значительные объемы неиспользованных остатков. В последнем квартале 2007 года темп расходования бюджетных средств значительно вырос и составил 42,1% от годового объема кассовых расходов. Аналогичный показатель в 2006 году составлял 33,1 процента. Приложение 5.
В 2007 году профицит федерального бюджета определился на уровне 1782,4 млрд. руб., или 5,4% ВВП (в 2006 году 1994,1 млрд. руб., или 7,4% ВВП). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.
Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.
Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года достиг 3849,11 млрд. руб. (156,81 млрд. долл., или 11,7% ВВП) и увеличился по сравнению с 2006 годом на 64 процента.
В конце года в Стабфонд поступили доходы от размещения средств в объеме 151,9 млрд. руб. (в 2006 году 23 млрд. руб.), которые представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабфонда в иностранной валюте. С другой стороны, инвестирование в иностранные финансовые активы в условиях укрепления национальной валюты привело к возникновению отрицательной курсовой разницы (-60 млрд. рублей).
В течение года средства Стабфонда использовались для досрочного погашения части внешнего долга Российской Федерации. На эти цели было направлено 34,1 млрд. руб. Также в 2007 году было принято решение об использовании 300 млрд. руб. за счет средств Стабфонда на капитализацию институтов развития.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.
Становление финансовых отношении происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.
Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.
Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.
В
случае превышения расходов над доходами
возникает государственная
Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные; они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Основные функции налогов фискальная, социальная и регулирующая.
В
современных условиях налоги стали
предметом международных
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.
Основные
параметры федерального
бюджета
2006.
(отчет) |
2007.
(ожидаемое) |
2008 (проект) | 2009.
(проект) |
2010.
(проект) | ||
Млрд. руб. | ||||||
Доходы, .всего. | б 276,3 | 6 614,2 | 6 644,4 | 7 465,4 | 8 089,9 | |
В том числе нефтегазовые | 2 954,4 | 2 471,1 | 2 383,1 | 2.351,9 | 2 348,3 | |
Из них нефтегазовый трансферт | - | - | 2.135,0 | 2.103,6 | 2 016,3 | |
ненефтегазовые | 3 321,9 | 4.143,1 | 4 261,3 | 5.113,5 | 5 741,6 | |
Расходы, .всего | 4 281,3 | 5 615,5 | 6 570,3 | 7 451,2 | 8 089,9 | |
В том числе непроцентные | 4.112,2 | 5 458,7 | 6 382,5 | 7 052,3 | 7 438,3 | |
процентные | 169,1 | 156,8 | 187,9 | 212,6 | 247,1 | |
условно утвержденные | - | - | - | 186,3 | 404,5 | |
Профицит. | 1.995,0 | 998,7 | 74,1 | 14,2 | 0,0 | |
2006.
(отчет) |
2007.
(ожидаемое) |
2008 (проект) | 2009.
(проект) |
2010.
(проект) | ||
% к ВВП | ||||||
Доходы, .всего. В том числе нефтегазовые | 23,4 11,0 | 21,6 8,1 | 19,0 6,8 | 18,8 5,9 | 18,1 5,2 | |
Из них нефтегазовый трансферт | - | - | 6,1 | 5,3 | 4,5 | |
ненефтегазовые | 12,4 | 13,5 | 12,2 | 12,9 | 12,8 | |
Расходы, .всего | 16,0 | 18,3 | 18,8 | 18,8 | 18,1 | |
В том числе непроцентные | 15,4 | 17,8 | 18,2 | 17,8 | 16,6 | |
процентные | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | |
условно утвержденные | - | - | - | 0,5 | 0,9 | |
Профицит. | 7,4 | 3,3 | 0,2 | 0,0 | 0,0 |