Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия, структуры и принципов деятельности финансовой системы России.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Предмет исследования финансовая система.
Исходя из поставленной цели работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы и ее структуру;
- рассмотреть бюджетную систему как главное звено финансовой системы;
- исследовать понятие налоговой системы и налоговой политики;
- проанализировать особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Финансовая политика государства и финансовый контроль 7
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Понятие и функции бюджета 10
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг 16
2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 24
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Система налогов и сборов и их классификация 28
3.2. Налоговая система. Кривая А.Лаффера 31
3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Финансовая система АБИК.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     - введение в бюджетный процесс  государственных (муниципальных)  заданий и иных характеристик  непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;

     - расширение полномочий органов  власти всех уровней в рамках  единых, установленных Кодексом, общих  позиций по детализации, интеграции  бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

     - создание стимулов для органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления по снижению  дотационности соответствующих бюджетов;

     - обеспечение самостоятельности  и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств при составлении  и исполнении бюджета;

     - создание условий для возникновения  организаций новых организационно-правовых  форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

     - уточнение вопросов регулирования  государственного (муниципального) долга,  заимствований и гарантий

     Законодательное закрепление этих изменений создаст  новые возможности, стимулы и  требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

     Согласно  предварительным данным Минфина  России, в 2007 году показатели исполнения федерального бюджета по доходам  оказались лучше результатов 2006 года. Доходы федерального бюджета  составили 7764,6 млрд. руб. (23,5% ВВП), что больше соответствующего показателя предшествующего года на 0,18% п.п. ВВП. 12

     Динамика  основных видов доходов и расходов федерального бюджета в % ВВП представлена в Приложении 1.

     За  исключением поступлений в счет погашения задолженности, основным фактором роста доходов федерального бюджета стал рост импорта, который привел к увеличению доходов по ввозным таможенным пошлинам и НДС на импортные товары. С другой стороны, наибольшее негативное влияние на формирование доходов федерального бюджета оказало укрепление рубля к доллару США, так как поступление ряда доходов непосредственно зависит от валютного курса (в частности ввозные таможенные пошлины, НДПИ и вывозные пошлины на нефть и др.).

     Несмотря  на рост мировых цен на энергоносители, 2007 год характеризовался снижением доли доходов, связанных с реализаций углеводородов (нефтегазовых доходов). Кроме укрепления национальной валюты влияние оказало также отставание роста физических объемов добычи и экспорта нефти от темпов роста экономики, а также снижение объемов экспорта газа.

     Расходы федерального бюджета в 2007 году, по предварительным данным, составили 5982,2 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,2 п.п. больше расходов в 2006 году.

     Расходы на обслуживание долга в 2007 году снизились  до 142,1 млрд. руб. по сравнению с 172,8 млрд. руб. 2006 году (0,4% ВВП и 0,6% ВВП соответственно). Исполнение по непроцентным расходам составило 5840 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП выше, чем в 2006 году (4112 млрд. руб., или 15,3% ВВП).

     Основной  причиной высокого уровня расходов в 2007 году послужили единовременные перечисления средств федерального бюджета в объеме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: 240 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 180 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 130 млрд. руб. – в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий». Без учета этих расходов непроцентные расходы составили бы 16% ВВП.13

     В функциональной классификации расходов наибольший объем непроцентных расходов пришелся на межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на общегосударственные  вопросы и национальную экономику. В сравнении с 2006 годом значительно повысились расходы на национальную экономику, общегосударственные расходы (без учета процентных расходов), жилищно-коммунальное хозяйство.

     Следует также отметить, что объем расходов в 2007 году оказался на 549,2 млрд. руб. меньше, чем предусмотрено в бюджете с учетом внесенных поправок. Часть отклонения обусловлена неиспользованными ассигнованиями Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанные расходы будут производиться в будущих периодах. Другая часть вызвана поздним внесением поправок в закон о федеральном бюджете на 2007 год. Виду этого, отдельные дополнительные расходы даже не были профинансированы в отчетном году и будут осуществляться в текущем году. Необходимые для этого нормы уже внесены в закон о бюджете.

     Соотношение кассовых и профинансированных непроцентных расходов в 2007 году практически повторило динамику 2006 года и составило 97,6% по сравнению с 98,1% в прошлом году.

     При относительно равномерном поквартальном  планировании расходов федерального бюджета и проводимой Минфином России политики опережающего финансирования расходов, кассовые расходы в 2006-2007 годах осуществлялись крайне неравномерно. При этом в 2007 году ситуация несколько ухудшилась. В процентном отношении к общему объему кассовых расходов исполнение в первом, втором и третьем кварталах 2007 года составило 15,8%, 20,5% и 21,6% (соответственно, в 2006 году – 19,2%, 24,1% и 23,6%). В результате, в течение года на бюджетных счетах накапливались значительные объемы неиспользованных остатков. В последнем квартале 2007 года темп расходования бюджетных средств значительно вырос и составил 42,1% от годового объема кассовых расходов. Аналогичный показатель в 2006 году составлял 33,1 процента. Приложение 5.

     В 2007 году профицит федерального бюджета определился на уровне 1782,4 млрд. руб., или 5,4% ВВП (в 2006 году 1994,1 млрд. руб., или 7,4% ВВП). Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.

     Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста  объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное  снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.

     Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года достиг 3849,11 млрд. руб. (156,81 млрд. долл., или 11,7% ВВП) и увеличился по сравнению с 2006 годом на 64 процента.

     В конце года в Стабфонд поступили  доходы от размещения средств в объеме 151,9 млрд. руб. (в 2006 году 23 млрд. руб.), которые представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабфонда в иностранной валюте. С другой стороны, инвестирование в иностранные финансовые активы в условиях укрепления национальной валюты привело к возникновению отрицательной курсовой разницы (-60 млрд. рублей).

     В течение года средства Стабфонда  использовались для досрочного погашения  части внешнего долга Российской Федерации. На эти цели было направлено 34,1 млрд. руб. Также в 2007 году было принято решение об использовании 300 млрд. руб. за счет средств Стабфонда на капитализацию институтов развития.

 

Заключение

 

     В заключении можно сделать следующие  выводы.

     Финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

     Становление финансовых отношении происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений  в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью.

     Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает бюджеты  различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

     Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.

     Государственный бюджет представляет собой форму  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.

     Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные  цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

     В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность.

     Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные; они различаются по объекту налогообложения  и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

     Основные  функции налогов фискальная, социальная и регулирующая.

     В современных условиях налоги стали  предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится  к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах — участницах интеграционных объединений

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни  или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

 

Список  литературы

 
    1. Конституция Российской Федерации. Принята  всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1993, - 59 с.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М., 2006,- 128 с.
    3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2007. – 320 с.
    4. Гурова Т, Тарусин М. Реальная Россия // Эксперт. 2007. № 19 С. 19 – 35.
    5. Курс Экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис» 2006. – 832 с.
    6. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – М.: Банки и бирди, ЮНИТИ – 2002. -423 с.
    7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов  М.: Соцэкгиз, 1935.   С   341—343
    8. Экономика: Учеб. Пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др. Под ред. М.И. Плотницкого . – М.: Новое знание, 2004. -431 с.
    9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. Д-ра экон. наук профессора А.С. Булатова. – М.: Экономистъ,2004, с. 898.
    10. Экономическая теория: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6 – е изд.,  перераб.. и доп.– М.: ВЛАДОС–2000 – 640 с.
    11. Экономическая теория: Учебник. Изд.испр. и доп. / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА –2007 – 672 с.
    12. Узяков Р. Рост ВВП // Эксперт. 2007, № 29 – 30, с.51.

 

Приложение 1

     Основные  параметры федерального бюджета 
 

  2006.

(отчет)

2007.

(ожидаемое)

2008 (проект) 2009.

(проект)

2010.

(проект)

Млрд. руб.
Доходы, .всего. б 276,3 6 614,2 6 644,4 7 465,4 8 089,9
В том числе нефтегазовые 2 954,4 2 471,1 2 383,1 2.351,9 2 348,3
Из  них нефтегазовый трансферт - - 2.135,0 2.103,6 2 016,3
ненефтегазовые 3 321,9 4.143,1 4 261,3 5.113,5 5 741,6
Расходы, .всего 4 281,3 5 615,5 6 570,3 7 451,2 8 089,9
В том числе непроцентные 4.112,2 5 458,7 6 382,5 7 052,3 7 438,3
процентные 169,1 156,8 187,9 212,6 247,1
условно утвержденные - - - 186,3 404,5
Профицит. 1.995,0 998,7 74,1 14,2 0,0
  2006.

(отчет)

2007.

(ожидаемое)

2008 (проект) 2009.

(проект)

2010.

(проект)

% к ВВП
Доходы, .всего. В том числе нефтегазовые 23,4 11,0 21,6 8,1 19,0 6,8 18,8 5,9 18,1 5,2
Из  них нефтегазовый трансферт - - 6,1 5,3 4,5
ненефтегазовые 12,4 13,5 12,2 12,9 12,8
Расходы, .всего 16,0 18,3 18,8 18,8 18,1
В том числе непроцентные 15,4 17,8 18,2 17,8 16,6
процентные 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6
условно утвержденные - - - 0,5 0,9
Профицит. 7,4 3,3 0,2 0,0 0,0

Информация о работе Финансовая система