Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия, структуры и принципов деятельности финансовой системы России.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Предмет исследования финансовая система.
Исходя из поставленной цели работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы и ее структуру;
- рассмотреть бюджетную систему как главное звено финансовой системы;
- исследовать понятие налоговой системы и налоговой политики;
- проанализировать особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Финансовая политика государства и финансовый контроль 7
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Понятие и функции бюджета 10
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг 16
2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 24
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Система налогов и сборов и их классификация 28
3.2. Налоговая система. Кривая А.Лаффера 31
3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Финансовая система АБИК.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное  повышение ставки налога по мере возрастания  дохода Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

     Регрессивные  ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

     По  платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

     Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

     По  использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую  доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных  масел и др.

     В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также и методов их построения образует налоговую систему. В ней  устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

     Принципы, которым должна отвечать налоговая  система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета.9 Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

     Нейтральность налоговой системы заключается  в обеспечении равных налоговых  стандартов для равных налоговых  плательщиков. К сожалению, в странах  с переходной экономикой этой нейтральности  практически не существует. Широкая  дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

     Принцип справедливости обеспечивает возможность  равноценного изъятия налоговых  средств у различных категорий  физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

     Принцип простоты предполагает построение налоговой  системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся  базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налого-сборщикам и налогоплательщикам.

     В странах с федеральным устройством  при проектировании налоговой системы  широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени  по отдельным регионам и субъектам  Федерации.

     Количественно уровень налогового бремени можно  представить как отношение суммы  налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после  уплаты налога к платежеспособности.

     

     где Н — средняя сумма налогов  на душу населения; ДН — доход населения после уплаты налогов; ПН — платежеспособность населения. Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

     Кналюбремени=

     где Н — сумма налогов; ВВП —  валовой внутренний продукт.

     Надо  заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной  организацией ЮНЕСКО.

     Правда, исчисление этих количественных характеристик  связано с рядом методологических трудностей: это различная покупательная  способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим при сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

3.2. Налоговая система.  Кривая А.Лаффера

 

     Налоговые системы развитых стран, построенные  с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих  льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.

     Инвестиционный  кредит по существу представляет косвенное  финансирование государством капитальных  вложений частного предпринимательства  за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан в основном на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Сумма льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

     При ускоренной амортизации государство  разрешает списывать амортизацию  в масштабах, существенно превышающих  реальный износ основного капитала. По сути это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

     Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и "ухода" от уплаты налогов.

     Примером  крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры  может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х  годов XX в в США Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

     Согласно  рассуждениям А.Лаффера, чрезмерное повышение  налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к  капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 3).

     

     Рис. 3. Кривая Лаффера10

     На  рис. 3 по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс — поступления в бюджет (V). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения Кувели-чивается. Оптимальный размер ставки (R) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (V1). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

     Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

     Налоговая система любого государства по своей  сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической  конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

     Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла, подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

     Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая  масса изымаемых в государственный  бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, потребности самого государства происходят изменения во внешнем мире и т.д.

     Если  рассматривать налоговую систему  как часть финансовой системы  государства, то необходимость рационального  распределения государственных  средств по наиболее перспективным  направлениям является одной из наиболее острых в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание к социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима золотая середина, значительное отклонение от которой в ту или иную сторону может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

     Интересы  общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно  различаться, в результате чего уровни заинтересованности в налогах у  них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствующую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения "идеальной" суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации

 

      В развитие Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года Президент Российской Федерации В. Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса подготовил и направил в Федеральное Собрание 24 мая 2005 года Бюджетное послание, которое содержало основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2006 году.

      Главная цель Бюджетного послания Президента Российской Федерации - это обеспечение  макроэкономической устойчивости России.

     В 2006 году федеральный бюджет впервые  стал составной части 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило  заложить основы для перехода к утверждению  бюджета на три года.

     При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

     Внедрена  основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной  классификации, обеспечивающая государственным  органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.

     Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы.11

     Принятые  поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают:

     - переход на всех уровнях бюджетной  системы к среднесрочному финансовому  планированию, в том числе для  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»);

     - выделение закрытого перечня  форм бюджетных ассигнований, различающихся  правовым статусом и отражением  в бюджете;

     - изменение порядка планирования  и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

Информация о работе Финансовая система