Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия, структуры и принципов деятельности финансовой системы России.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Предмет исследования финансовая система.
Исходя из поставленной цели работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы и ее структуру;
- рассмотреть бюджетную систему как главное звено финансовой системы;
- исследовать понятие налоговой системы и налоговой политики;
- проанализировать особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Финансовая политика государства и финансовый контроль 7
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Понятие и функции бюджета 10
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг 16
2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 24
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Система налогов и сборов и их классификация 28
3.2. Налоговая система. Кривая А.Лаффера 31
3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Финансовая система АБИК.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит прежде всего  от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

     Через бюджетную систему реализуются  распределительная и контрольная  функции бюджета (рис. 1).3

     

     Рис. 1. Функции бюджета 

     Распределительная функция предполагает концепцию  формирования денежных средств в  государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

     Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

     Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

     Бюджет  современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели.

     С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.

     Местные бюджеты — бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

     Бюджет  центрального правительства и местные  бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

     Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределения государственных заказов и т.д. В этой борьбе складываются распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

     Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и  совокупность бюджетов всех уровней  государственных и административно-территориальных  властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель и т.д.).

     К бюджету относятся также различные  внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу  они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения  и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

     Большинство государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

     Внебюджетные  фонды расширяют возможность  государственного регулирования и  вмешательства в экономику, минуя  бюджет и парламентский контроль.

     В любом государственном образовании  выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. Изобразим это схематически (табл. 1).4

     Таблица  1

Доходы Удельный вес, в % Расходы Удельный  вес, в %
• Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. 85 Расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели. 

Расходы на поддержание  конъюнктуры и экономический  рост  инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление  целевых программ и планов. 

• Расходы на оборону. 

• Расходы на материальное обеспечение внешней  политики, содержание дипломатических  служб, займы иностранным государствам. 
 

• Содержание аппарата государства, милиции (полиции), юстиции  и др.

• Платежи по государственному долгу.

50
 
• Доходы от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.
 
7
 
 
 
15
• Поступления фондов социального  страхования, пенсионного и страхового фондов. 7  
• Прочие доходы 1 12
3
   
   
  10 

8

 
    • Прочие расходы. 2
 

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования  и здравоохранения, но и главным  образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

     Доходы  федерального бюджета России в 2007 году составили 7764,6 млрд. руб. (23,5% ВВП), что больше соответствующего показателя предшествующего года на 0,18% п.п. ВВП.

     Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

     Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

     Расходы федерального бюджета в 2007 году, по предварительным данным, составили 5982,2 млрд. руб., или 17,7% ВВП, что на 2,2 п.п. больше расходов в 2006 году.

     Значительное  место среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном счете участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

     Расходы на поддержание конъюнктуры и  экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

     Во  многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.

     В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.

     Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20-25% ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора, имеющего значительный удельный вес в общей структуре экономики.

     Важное  место в бюджете занимают расходы  на вооружение, материальное обеспечение  внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

     Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

     Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и  иностранного инвестирования, ввозимого  и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

     Доходы  государственного бюджета на 85% формируются  за счет налоговых поступлений, прибыли  казенной промышленности, поступлений  от приватизации собственности и  т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

     Образовавшийся  остаток доходов правительство  может использовать на не предусмотренные  программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

2.2. Бюджетный дефицит  и государственный  долг

 

     Проблемы, связанные с бюджетом и долгом государства, всегда привлекали внимание экономистов, которые пытались дать рекомендации по сбалансированию бюджета, ликвидации его дефицита. Однако только кейнсианцы, рискнули заявить, что увеличение государственных расходов, приводящее к дефициту бюджета, в период спада производства может способствовать стабилизации экономики.5

Информация о работе Финансовая система