Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия, структуры и принципов деятельности финансовой системы России.
Объектом исследования являются финансовые отношения.
Предмет исследования финансовая система.
Исходя из поставленной цели работе ставятся следующие задачи:
- изучить сущность финансовой системы и ее структуру;
- рассмотреть бюджетную систему как главное звено финансовой системы;
- исследовать понятие налоговой системы и налоговой политики;
- проанализировать особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие финансовой системы 5
1.2. Финансовая политика государства и финансовый контроль 7
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
2.1. Понятие и функции бюджета 10
2.2. Бюджетный дефицит и государственный долг 16
2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 24
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
3.1. Система налогов и сборов и их классификация 28
3.2. Налоговая система. Кривая А.Лаффера 31
3.3. Особенности финансовой, бюджетной налоговых систем в Российской Федерации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Финансовая система АБИК.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют  производственный потенциал экономики. Если прирост правительственных  расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в «человеческий капитал» в системе образования и здравоохранения), то производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления населения.

     Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг.

     Согласно  традиционной точке зрения снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничению экономического роста.

     Согласно  рикардианской точке зрения снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста  потребительских расходов и не ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.

     Каждая  из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает  известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой  политики.

     Поведение инвестиционного спроса также может быть различным. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения (рис. 2).

     

     Рис. 2. Эффект вытеснения 

     Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1, до I2 элиминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот же механизм — долговое финансирование бюджетного дефицита — может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэкономического анализа.

2.3. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью

 

     Причинами кризиса внешней задолженности  являются:

     1. Ухудшение конъюнктуры мирового  хозяйства в 80-е годы, связанное  с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах—потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

     2.  Неудовлетворительное управление  экономикой в странах-должниках.  Общей практикой были бюджетный  дефицит и завышенный курс  национальной валюты. Практика завышения  обменного курса сопровождается  спекуляциями на грядущей девальвации  валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта, или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели,  связанные с приростом совокупного дохода,  а на финансирование «нежизнеспособных» проектов и на спекулятивные операции).

     3.  Ошибочная макроэкономическая политика  финансировалась избыточными кредитами  коммерческих банков. В случае  предъявления требований на новые  займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:

     а)  нефтяные шоки 1973—1974 гг. и 1979—1980 гг. послужили  инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран—экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;

     б)  эти новые финансовые средства в  основном были предоставлены в виде дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная ситуация в индустриальных странах была в  это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;

     в)  крупнейшие коммерческие банки активно искали возможности для таких операций в целях опережения конкурентов.

     В результате активизации международного кредита к 1985 году общая сумма  предоставляемых коммерческими  банками кредитов стала меньше, чем  суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.

     Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана  с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

     Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность  кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

     Механизмы   сокращения   внешней   задолженности

     1.  Выкуп долга — предоставление  стране должнику возможности  выкупить свои долговые обязательства  на вторичном рынке ценных  бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена «в дар» данной стране.

     2.  Обмен долга на акционерный  капитал (своп) — предоставление  иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

     3.  Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

     Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

     1) частичное аннулирование долга;

     2) дальнейшее продление сроков  долговых обязательств;

     3)  снижение ставок процента по  обслуживанию долга.

     Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

     Приток  капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения  в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности являются в России и других переходных экономиках ведущими факторами снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами — бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

 

Глава 3. Налоговая система  и налоговая политика. Особенности финансовой, бюджетной и налоговых систем Российской Федерации

3.1. Система налогов и сборов и их классификация

 

     Мощное  воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и  доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части  государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

     Налог — это принудительно изымаемые  государством или местными властями средства с физических и юридических  лиц, необходимые для осуществления  государством своих функций. Эти  сборы производятся на основе государственного законодательства.

     Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н.э.8

     По  мере развития обмена и экономической  цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и  экономическую. Фискальная функция  является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

     Взимание  налогов основывается на использовании  различных ставок налогов. Различают  следующие виды ставок.

     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без  учета дифференциации его величины.

Информация о работе Финансовая система