Бюджетно-налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ по эк.теории.docx

— 101.23 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

   

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

5

1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике

1.2 Необходимость государственного  вмешательства в экономику

1.3Опыт государственного  регулирования экономики в зарубежных  странах

5

11

14

 

 

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние

2.2 Налоговая политика

2.3 Бюджетная политика

18

 

18

20

24

   

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК

 

3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана

3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики

3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)

27

 

27

27

 

35

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

                                                                                             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ         

                              

43

 

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных  отношений, без последовательного  проведения научно разработанной бюджетной  политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе  к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых  государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции  в современной жизни. Государство  формирует бюджет для того, чтобы  иметь возможность предоставлять  особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Актуальность  данной курсовой работы в том, что  успех экономического реформирования в Казахстане в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование системы государственного бюджета республики, насколько бюджетная  политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы  и бюджетного процесса.

        Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;

-Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;

-Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;

-Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Объектом  исследования является государственный  бюджет Республики Казахстан.

Предметом исследования: анализ статистического  материала по динамике доходов и  расходов государственного бюджета  Республики Казахстан.

В качестве методологической базы при написании  курсовой работы были использованы труды  известных казахстанских авторов, а также данные Министерства Финансов Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Исторические взгляды на роль государства в экономике

 

Вытеснение  натурально-хозяйственных отношений  рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.

   Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.

   Основные представители: Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).

   По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами меркантилистов, как-то:

-золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;

-регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

-поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

-протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

-поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

-рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.

   Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».

   Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813—1814 гг. был аннулирован Статут о ремесленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский Закон о бедных.

   Тем не менее, ярко выраженная протекционистская экономическая политика государственной власти времен меркантилизма, которая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на превышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально изменила роль торгового капитала в экономике. Дело в том, что при меркантилизме именно благодаря непосредственному участию купцов в национальной промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно перешла под их контроль.           Подобное стало возможным еще и потому, что купец «знал рынок, знал объем и качество существующего спроса, он мог, наконец, обеспечивать поставки... товаров, которые использовались в надомном производстве... но так как дорогое оборудование еще не существовало, то купец особенно ничем не рисковал, беря на себя ответственность за производство». Вот почему вплоть до конца XVIII в. промышленное производство в Западной Европе оставалось простым придатком торговли.

   Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в доиндустриальной экономике меркантилизма еще отсутствовали проблемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэластичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения общественных работ, а также предубеждение, будто только политика «разори соседа» обогатит нацию.

   Таким образом, меркантилизм как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:

-в качестве предмета изучения (экономического анализа) предпочитают рассмотрение проблем сферы обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства;

-в качестве метода изучения используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе внешних проявлений экономических явлений и исключающий возможность системного анализа всех сфер экономики;

-возникновение денег считают следствием искусственного изобретения людей, а сами деньги отождествляют с богатством;

-происхождение стоимости (ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и серебряных денег и их количеством в стране;

-повышение предложения труда увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;

-экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.

   Рассмотрим кратко основные позиции наиболее популярных меркантилистов позднего или, как еще говорят, зрелого периода.

   Например, Томас Мен название своей книги озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Этот автор, хотя и признавал, что приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены, тем не менее, настаивал только на этом положении. Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта...». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Мен видел в том, что достигнутое увеличение «...в конце концов, после вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз гораздо большего количества денег».

Во многом похожие с Т. Меном суждения высказывал Дж. Локк, считавший, кстати, что «богатство»  надо рассматривать не, просто, как  большое количество золота и серебра, а большее в сравнении с  другими странами.

Почти повторил Дж. Локка и Р. Кантильон, утверждая  в своем «Очерке о природе  торговли» (1755), что «любое государство, где в обращении находится  больше денег, нежели в соседних странах, имеет над ними преимущество, пока поддерживает данное изобилие» [1].

Одним из идеологов развитого меркантилизма  явился Томас Ман. В 1621 году он выпустил «Рассуждения о торговле с Ост-Индией» [A Discourse of Trade from England into the East Indies»], целью которых было оправдание деятельности Ост-Индской компании. Компания создана не только как предприятие, приносящее прибыль своим владельцам (акционерам), но и в качестве инструмента государственной политики. Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из Англии, ибо, в конце концов, это оборачивается ввозом в страну еще большего количества денег. Нельзя брать лишь одну стадию торгового оборота для оценки конечных результатов деятельности какого-то хозяйствующего лица. Для пояснения своей позиции Ман использует «метафору земледельца»: земледелец, разбрасывая зерна (читай «деньги»), рассчитывает на сбор урожая, который не только покроет затраты зерна, но и окупит их сторицей. Иными словами, чтобы увеличить приток драгоценных металлов в страну, нужно вначале потратить какое-то их количество. В 1664 году вышла вторая его книга «Богатство Англии во внешней торговле» [England’s Treasure by Foreign Trade»]. Главная идея этой работы состоит в том, что потребление иностранных благ должно быть меньше, чем экспорт отечественных благ.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РК